Расскажу-ка я вам историю о научно-техническом прогрессе и запретах, которыми всегда славилась земля Русская. Знаете ли вы о том, что в Россию запрещали ввозить не только сочинения Герцена и прочие газеты «Искра», но и, например, такую штуку как аэропланы?
19 июля 1909 года 13-й по счету директор Департамента полиции Нил Петрович Зуев подписал секретный циркуляр, разосланный жандармским офицерам на пограничных пунктах:
«…В целях воспрепятствования злонамеренным лицам осуществлять преступные их замыслы при помощи воздухоплавательных снарядов, Департамент Полиции поручает Вашему Высокоблагородию иметь тщательное наблюдение за тем, чтобы из-за границы не были водворяемы в пределы Имперіи воздухоплавательныя машины ни в целом, ни в разобранном виде, раз на ввоз таковых не имеется особаго со стороны Департамента Полиции разрешения…»
Не пущать новую технику и все тут. А то ишь! Летать будут. А вдруг случится чего. Вот чтобы ничего не случилось – запретить. «До особаго разрешения». Начальство разберется, начальству виднее.
А с чего разгорелся весь сыр-бор?
Все дело было в том, что в одной из самых популярных газет империи, «Новом Времени», издавшейся Алексеем Сувориным, 17 (30) июля 1909 года на первой полосе, в рекламном разделе между рекламой «купального журнала Сатирикон» и объявлением о том, что «Англичанин ищет ответственную должность», появилась небольшая реклама:
«Аэроплан Блерио. Модель №12, перелетевшая через Па-де-Кале. Двигатель – 25 лошадиных сил, нормальная подъемная сила – 1 человек, скорость полета в час – 60 верст, вес без груза – 13 пудов, длина – 9 метров, ширина – 5 метров, разобранный вид – 4х2х2 метра, сборка – 1 часть, обучение управлению – несколько уроков. Цена в Петербурге – 5 000 рублей, срок исполнения заказа – 2 месяца. Подробности письменно…»
Это, насколько я понимаю – ПЕРВОЕ объявление о продаже самолетов в России и на русском языке.
Надо отдать должное, полиция сработала моментально. 17 июля было опубликовано объявление. 18 июля Нил Зуев обратился к петербургскому градоначальнику Даниилу Драчевскому с просьбой найти автора объявления. Параллельно на границу полетел циркуляр – ввоз аэропланов в Россию не допускать.
Автора объявления нашли через пару дней. 24 июля уже появился отчет. Оказалось, что объявление дал некий Лагов, который знал Луи Блерио и по его просьбе опубликовал объявление, так как конструктор рассчитывал найти человек пять заказчиков, которым продаст новые самолеты и научит их летать.
При этом сам Лагов ответил полиции, что заказами на постройку самолетов заниматься не будет, доверенности на право вести дела от Блерио он не брал, и вообще увлекается литературой, а денежные переводы на постройку самолета надо отправлять через книготорговца Карбасникова.
Так и закончилась история с этими заказами аэропланов Блерио по 5 тысяч рублей.
А первые полеты на самолетах в России состоятся осенью того же 1909 года. Француз Леганье четыре дня давал представления по дороге в Петербург и Москву в еще одном губернском городе Российской империи. Так уж получилось, что этим городом была Варшава. Причем в Варшаве полеты получились, а вот в Москве - не очень, Леганье не удалось поднять машину высоко.
Но самое главное – за утренним кофе, читая свежие газеты, историю о том, как Луи Блерио перелетел Ла-Манш прочитал человек, который мог сдвинуть дело с мертвой точки. Великий князь Александр Михайлович, зять и двоюродный дядя царя, вообще-то был флотским офицером. Но он загорелся идеей покорять другой океан – воздушный. И через год добился открытия школы военных летчиков в Севастополе, той самой знаменитой Качи – кузницы кадров российской и советской авиации.
Но это будет потом. Пока же директор Департамента полиции Нил Петрович Зуев ввозить аэропланы в Россию запретил. Чтобы не случилось чего.
-----------
Пожалуйста, не ленитесь, ставьте лайки :) Они очень помогают развитию канала. Не говоря уж о подписке :) Тем более, что увидеть в ленте мои статьи, а соответственно, и читать их вы гарантированно сможете, только подписавшись на канал.