Провинциал, чей рассказ предлагается нашему вниманию, – это сын городского архитектора, молодой человек двадцати пяти лет по имени Мисаил (племя родителей-оригиналов не перевелось и по сей день), нигде постоянно не работающий и стремящийся к физическому труду. На том основании, что, по его мнению, небогатые, и необразованные люди должны добывать себе кусок хлеба именно физическим трудом. Папа его, уважаемый и известный человек в городе, натурально скандализованный такой идеологией, после многочисленных безуспешных попыток пристроить сына к делу, то есть запихнуть его в какую-нибудь канцелярию, махнул на него рукой, лишив его родительского благословения, а заодно и наследства. Сын пошел куда глаза глядят. Вот такая незамысловатая коллизия между отцами и взрослыми детьми.
«Прежде, когда я был помоложе, мои родные и знакомые знали, что со мной делать: одни советовали мне поступить в вольноопределяющиеся, другие – в аптеку, третьи – в телеграф; теперь же, когда мне уже минуло двадцать пять и показалась даже седина в висках, и когда я побывал уже и в вольноопределяющихся, и в фармацевтах, и на телеграфе, все земное для меня, казалось, было уже исчерпано, и уже мне не советовали, а лишь вздыхали или покачивали головами».
Наш герой, правда, не бунтарь и не страстный обличитель мещанского мрака и прочих разнообразных и многочисленных мерзостей, в которые, как известно, были глубоко погружены во время оно все уездные российские города. Надо отдать должное А.П. Чехову, что он сторонится столь радикальных сюжетов, но несколько «ласковых» сентенций по поводу родного города он таки вкладывает в уста своего героя: «Во всем городе я не знал ни одного честного человека. Мой отец брал взятки и воображал, что это дают ему из уважения к его душевным качествам; жена воинского начальника брала с рекрутов и раз в церкви никак не могла подняться с колен, так как была пьяна; городовой врач и ветеринар обложили налогом мясные лавки и трактиры; в уездном училище торговали свидетельствами…» и так далее, и тому подобное.
Выручила, как водится, любовь.
Блудный сын нанялся на работу к «подрядчику малярных работ», господину Редьке, с которым прежде участвовал в деятельности любительского театрального кружка в качестве суфлера, а «подрядчик» – в качестве художника-декоратора. Последний влюблен был в театр и, случалось, даже забрасывал свои «подряды» ради декораций. У Мисаила любовь к театру не доходила до таких пределов, но и он находил здесь привлекательные стороны, выгодно отличавшие театральную атмосферу кружка от ежедневной рутины. Особенно привлекательной стороной была красивая, полная блондинка Маша, дочь богатого инженера, из каприза, а также из невинного желания порадовать своими столичными туалетами провинциальную труппу и публику, присутствовавшая на репетициях (ролей она не брала, но поощряла актеров милыми комментариями, глядя на любительские представления, как на детскую забаву) и на премьерах, где всегда ставили для нее особое кресло.
У суфлера не было никакой возможности обратить на себя внимание красавицы, поэтому он вынужден был любить издалека, из своей будки. Такая любовь самая чистая, так как на расстоянии видны одни лишь достоинства, а, чтобы рассмотреть изъяны надо подойти поближе.
Приблизиться помог случай. Их познакомил молодой доктор Благово, ухаживавший за сестрой нашего героя, недавний студент и горячий оппонент Мисаила в их «философских» спорах о прогрессе и об угнетении трудящихся. Мисаил больше упирал на то, что все должны трудиться, то есть в прямом смысле – физически, и это и есть прогресс, а доктор отстаивал право мыслителей и великих ученых не тратить свое золотое время на такие «отправления», чтобы этот самый прогресс не тормозить.
Возможно, я изложил суть дебатов несколько упрощенно, но с моей точки зрения это спор ни о чем. Нынче другие времена и другие вопросы. Конец света стал еще на сто с лишним лет ближе. Впору о душе думать, а не о прогрессе.
Но вернемся к теме. Они стали встречаться: Мисаил с Машей, доктор с Клеопатрой (так звали сестру героя). И не безрезультатно: Мисаил и Маша полюбили друг друга и обвенчались, доктор с Клеопатрой также полюбили друг друга, но результат был несколько иной: доктор уехал в Петербург, а Клеопатра забеременела.
Но, в сущности, обе пары некоторое время были счастливы. Мисаил и Мария постановили ехать в деревню и заняться там сельским хозяйством и воспитанием крестьянских детишек, благо богатый папа-инженер приобрел для этих целей имение вблизи города. Мария принялась усердно изучать специальную сельскохозяйственную литературу.
Клеопатра, пообщавшись с доктором, вдруг поняла, что она погубила свою молодость (она была на год старше брата), разливая чай, принимая гостей, записывая расходы по дому, считая копейки и ухаживая за отцом; что из нее сделали какую-то ключницу. Ей вдруг захотелось жить. Она и попробовала.
Уважаемый читатель! Вы прочли первую часть статьи о произведении "Моя жизнь" (Рассказ провинциала) Чехова А.П. Вторая часть будет вскоре опубликована.
Уважаемый читатель! Если Вас заинтересовало это произведение, Вы можете найти его в бумажном, либо электронном виде или в форме аудиокниги.