Найти в Дзене
IPLogos

Мексика v. SHEIN, то есть Против Использования Традиционного Орнамента Народа Майя

Блузка, созданная брендом Yucachulas в 2017 году
Блузка, созданная брендом Yucachulas в 2017 году

20 июля 2022 года в социальных сетях Мексики появился пост ремесленного бренда народа майя "Yucachulas" о том что, китайский интернет-магазин #SHEIN продает блузки с орнаментом практически идентичным орнаменту, созданному брендом в 2017 году. По заявлению Yucachulas, китайский гигант никогда не обращался к бренду с предложением о сотрудничестве или за разрешением об использовании орнамента. Также на блузках, предлагаемых на платформе SHEIN, не было ссылки на источник вдохновения при создании изделий или информации о создателе оригинального орнамента - бренда Yucachulas. Предлагал SHEIN приобрести блузку с ярким орнаментом всего за 7 долларов США.

Блузка в интернет-магазине SHEIN
Блузка в интернет-магазине SHEIN

Можно легко заметить, что копирование орнамента практически идентичное: на блузке в интернет-магазине SHEIN изображены аналогичные по форме цветы, листья, использована идентичная цветовая гамма. Единственное внесенное изменение - отстрочка блузки выполнена другим цветом.

Поскольку яркая мексиканская #культура очень притягательна для дизайнеров и бизнесменов во всем мире, правительство Мексики активно участвует в поддержке и защите культурного наследия и традиционных знаний своих коренных народов. Правительство особенно тщательно следит за международными корпорациями, которые используют культуру народов Мексики в качестве вдохновения, что в итоге позволяет им создавать продукты с высокой покупательной способностью и получать хорошую прибыль. В подобных случаях #Мексика сразу направляет официальное уведомление о нарушении исключительного или коллективного права коренного народа (все культурное наследие Мексики признано коллективной собственностью всего коренного населения) и требует незамедлительно прекратить нарушение. Именно так и поступило министерство культуры Мексики, узнав об использовании оригинальной вышивки бренда Yucachulas, - в тот же день нарушителям было направлено письмо с обвинениями в плагиате и культурной апроприации и с требованием прекратить незаконно использовать #орнамент народа #майя.

Как указано в официальном письме, не только права бренда на орнамент были нарушены, форма блузки тоже была скопирована, поскольку такая форма является традиционной формой изделия коренных народов майя. Короткие блузки подобной формы шьются в общинах коренных народов майя, проживающих на полуострове Юкатан, в штатах Кампече и Кинтана-Роо. Создаются блузки вручную, что занимает много времени. Поскольку вышиваются блузки тоже вручную, каждая блузка, по сути, является уникальным изделием в единственном экземпляре. Более того, цветочный орнамент народа майя наполнен символами и культурной самоидентификацией - яркие цвета означают любовь и радость жизни, отражают эмоции и чувства народа. Такие узоры и техника их создания передаются в общинах из поколения в поколение, и являются коллективной собственностью народа майя.

Министерство культуры Мексики потребовало от китайского ритейлера публично объяснить, каким образом получилось так, что он продает изделия, нарушающие права коренных народов Мексики на коллективную собственность. А также потребовало прекратить продажу данных блузок и в дальнейшем только официально сотрудничать с коренными народами Мексики.

Что Ответили SHEIN?

SHEIN ответили на обвинения, что у компании не было намерения нарушить авторские права бренда Yucachula. Сложилась данная ситуация из-за поставщиков, которые, согласно политике бренда SHEIN, обязаны гарантировать, что их изделия не нарушают интеллектуальные права третьих лиц, тем не менее, иногда нарушения прав происходят. В таких случаях SHEIN обещает принимать меры к нарушителям. Блузки были удалены из продажи.

Это не первое обвинение SHEIN в плагиате - аналогичные обвинения в копировании орнаментов предъявляли бренды Ralph Lauren и Dr.Martens.

За последние годы власти, ремесленники, коренные народы и общины Мексики ни раз обвиняли модные мировые бренды в плагиате и культурной апроприации, среди обвиняемых Louis Vuitton, Carolina Herrera, Zara, Levis и др.

Культурная Апроприация

Обвинения в культурной апроприации, то есть в присвоении/плагиате символов и элементов других культур с утратой их контекста и с целью получения прибыли, сегодня уже не редкость. Фаст-фешен дизайнеры и производители одежды, ювелирных изделий, декора, товаров для дома достаточно часто копируют изделия, их элементы или используют в качестве вдохновения элементы культуры малых народов. В результате потребители массово во все мире становятся обладателями привлекательных изделий худшего качества по сравнению с оригиналами, но по очень доступной цене.

Получение разрешения на использование элементов культуры, предложение создать коллаборацию, финансовая компенсация должны стать обычной практикой в общении брендов и носителей определенной культуры. Более того, министр культуры Мексики Алехандра Фраусто считает, что настоящее уважение брендов к коренным ремесленникам должно выражаться в предложении им работы для создания необходимых товаров или их элементов. Министр убеждена, что бренды должны научиться создавать вещи с оригинальными элементами традиционной культуры, а не использовать их копии. В любом случае, если дизайнер решил позаимствовать элементы культуры другого народа, объясняя данный факт уважением, вдохновением или культурным обменом, обмена при культурной апроприации не происходит, если только одна сторона берет, а другая не получает ничего взамен - ни компенсацию, ни упоминание о своем существовании, ни предложение о сотрудничестве.

Закон об Авторском Праве Мексики

Громкие уличения и осуждения брендов в плагиате в социальных сетях и официальные требования правительства Мексики прекратить недобросовестное копирование - не единственные способы защиты от культурной апроприации в Мексике. 24 января 2020 года в часть 7 главы 3 "Популярная Культура и Традиционные Выражения Культуры" Федерального Закона об авторском праве Мексики были внесены изменения.

Закон установил требования к юридическим и физическим лицам, которые используют литературные, художественные, народные произведения, искусство, работы ремесленников, а также заимствуют традиционные элементы культуры и популярную культуру коренных народов и общин Мексики. Такое использование элементов культуры требует:

  • письменного согласия представителя (правообладателя работы) коренного народа или общины;
  • выплаты компенсации за использование;
  • если община-правообладатель не может быть установлена, необходимо обратиться в Министерство культуры, которое совместно с Национальным Институтом Коренных Народов оказывает помощь в установлении правообладателя культурных элементов;
  • как только правообладатель будет установлен, Министерство Культуры уведомляет заинтересованное лицо о возможности начать процесс получения официального разрешения на использование;
  • если правообладатель не может быть установлен, разрешение выдает Министерство Культуры;
  • компенсация за нарушение прав коренных народов может составлять до 500 тысяч евро;
  • в некоторых случаях предусмотрено уголовное наказание в виде лишения свободы.

Письменное согласие обязательно требуется, если элементы культуры входят в #товарный знак, промышленный образец, кинематографические работы, аудиовизуальные произведения, видео, программное обеспечение, видеоигры, музыкальные произведения, танцы, изобразительные произведения, скульптуры, радио и телевизионные программы, а также в иных случаях использования культуры народов Мексики.