Представьте, что вашу публикацию или презентацию, или даже цвет волос назвали “дурацкими”. В ответ вы решаете спросить у человека:
— А что конкретно не понравилось?
Вам кажется, что если спросить человека о том, что конкретно ему не понравилось, то это легкий способ разрешить конфликт:
1. Человек ответит, что ему не понравилось.
2. Вы объясните ему, почему он не прав.
3. Он все поймет и ситуация разрешится.
Но на самом деле эта фраза действует на человека, как красная тряпка на быка.
- Этой фразой вы даете человеку право вас негативно оценивать. Увы, нас воспитывали так, что “критиковать = помогать”, к любой критике нужно прислушиваться. Это в корне неверно. Критика не помогает, а только разрушает творческое начало. Бессмысленной критики слишком много, зачем просить её у тех, кто вам говорит гадости.
- Фраза «что конкретно не понравилось» – это вызов, предложение отвечать за свои слова фактами. Вызов заставляет активизироваться. И, даже если человек вам сказал «дурацкая» просто из-за того, что у него слишком плохой день и его все раздражает, после этой фразы он найдет доказательства и будет их в споре отстаивать. Зачем вам это?
- Задавая этот вопрос вы утверждаете негативный сценарий – обсуждаете недостатки вместо достоинств. Доказать кому-то, что презентация отличная, обсуждая ее минусы – невозможно.
В любой конфликтной ситуации рекомендую перевести разговор в позитивное русло. Или вообще уходить от обсуждения – это будет лучшим сценарием в данном случае.
Сравните два вопроса с использованием переговорной техники «ВЫЗОВ», один направлен в негатив, другой в позитив:
— А что конкретно не понравилось?
— А что-то хорошее есть добавить?
Как думаете, какой больше способен разрешить конфликт?