«От героев былых времен не осталось порой имен» - гимн офицерству, воинской чести и настоящей дружбе уже навсегда запечатлён в фильме «Офицеры».
Это фильм о любви к Родине, к жизни и, конечно, к женщине. Главные герои — боевые товарищи, которые хранят верность дружбе, долгу, офицерской чести, несмотря на все превратности судьбы. На протяжении всей картины им пришлось пройти сквозь множество испытаний, сквозь сражения гражданской и Отечественной, но они смогли остаться такими, как в юности. И даже «любовный треугольник» не смог этого изменить…
Премьера фильма состоялась 26 июля 1971 г.
Работа над «Офицерами», картиной, в отечественном кинематографе уникальной началась 8 мая 1970 г. «Офицеры» вобрали в себя всю военную историю СССР, какой она представлялась тогдашним идеологам, действие этого фильма охватывает довольно большой период — с 20-х по 70-е годы. Но важнее всего то, что это волнующий рассказ о благородных людях.
В центре внимания авторов жизнь всего одной семьи — Алексея Трофимова, в первых кадрах фильма юного курсанта, а в конце — седоватого генерала, его жены Любаши, их сына Георгия и внука Ивана. Но это не просто семейная хроника, именно профессия героев и является, по замыслу авторов, драматургическим стержнем фильма. Все они военнослужащие, военнослужащие не просто по стечению обстоятельств, но и по призванию, которому они верны до конца и которое передают своим детям и внукам.
Успех картины был неожиданный и потому ошеломляющий: она стала самым кассовым фильмом 1971 г., хотя премьера в июле прошла без ажиотажа, люди были в отпусках. В сентябре провели премьеру дубль два. "Офицеры" вошли в десятку самых кассовых советских фильмов, который посмотрели 53 млн зрителей. После слабой первой премьеры министр обороны Андрей Гречко отправился с картиной на дачу к Брежневу. "Офицеры" генсеку понравились, это дало кинороману второй шанс. Василий Лановой был признан лучшим актером.
Интересно, что киноленту создавали четверо фронтовиков: сценаристы Борис Васильев и Кирилл Рапопорт (служили в танковых войсках), режиссер Владимир Роговой (бывший пехотинец) и Георгий Юматов (юнга, по собственному выражению актера грудью пропахавший всю Малую землю). Режиссер Владимир Роговой снял "Офицеров" всего за год на Центральной киностудии детских и юношеских фильмов им. Горького. Съемки проходили в разных уголках Советского Союза: в Ашхабаде, Москве, Подмосковье, Севастополе, Твери.
Борис Васильев предложил на главную роль в картине Георгия Юматова. Режиссёр сначала отказывался. У Юматова была плохая репутация сильно пьющего человека, который мог сорвать съёмки. Однако Васильев поручился за него. На роль Трофимова претендовали Евгений Жариков, Станислав Любшин, Юрий Соломин — всего было 42 кандидата, но режиссёр всё-таки утвердил Юматова и не пожалел — срыв случился, но роль он сыграл прекрасно.
Ивана Варраву жаждали сыграть тоже почти полсотни актеров — Олег Ефремов, Александр Лазарев, Александр Белявский, Валентин Гафт. На роль Варравы был утверждён Олег Ефремов, но не смог освободиться к началу съёмок. Тогда выбор пал на Василия Ланового. Сегодня кажется, что иного Варравы и быть не могло. Но в то время Лановой долго колебался: «Я не мог понять своего героя, — рассказывал Василий Семенович. — Он отважный, красивый и всю жизнь влюблен в одну женщину, но ситуация сложилась так, что на взаимность рассчитывать не приходится. Мне со всех сторон стали твердить: «Варрава — романтик, играй романтика!» И я согласился».
У Георгия Юматова был давний конфликт с Василием Лановым. Юматов мечтал сняться в фильме «Павел Корчагин», но вместо него на главную роль утвердили Ланового, и с тех пор у актёров были очень натянутые отношения. На съёмках «Офицеров» они помирились.
На роль Любы Трофимовой, которую любили оба офицера, была утверждена Елена Добронравова, но у актрисы было своё видение героини. Режиссер хотел, чтобы любовную линию в этом дуэте вел один Варрава, актриса настаивала, чтобы ее героиня тоже питала к сослуживцу своего супруга не только платонические чувства.
Скандалы следовали один за другим, и наконец Роговой снял Добронравову со съемок. Времени не было, решили обратиться к тем, кто пробовался раньше, остановились на Ларисе Лужиной, но она готовилась стать матерью. Исполнительница роли Любы нашлась только с третьей попытки — утвердили Алину Покровскую, актрису театра Советской Армии. Ее срочно отозвали с гастролей. «Юматов и Лановой встретили меня с цветами. Оператор провел пальцем по моему лицу: «Здесь проложим морщины» — и вытащил откуда-то седой парик. В считанные минуты я из девчонки, которую собиралась играть, стала бабушкой!»
Достаточно трудную задачу представлял собой грим Юматова. Для первой трети фильма 44-летнего актера нужно было омолодить на двадцать лет. Георгию Александровичу заплетали волосы в косички и туго стягивали на затылке, а лицо замазывали яичным белком, таким образом разглаживали морщины. Процедура сродни изощренной пытке, но актер сносил ее безропотно.
Фильм начали снимать с конца, эпизода, когда Варрава знакомится с внуком Трофимовых — суворовцем Ваней. В этой роли был занят московский школьник Андрей Громов (снимался в картине «Приключения желтого чемоданчика», но профессиональным актером не стал, предпочтя дипломатическую деятельность), а его нужно было освободить до начала учебного года.
Для роли Вани Трофимова в младенчестве нужен был годовалый ребёнок, но ни с одной знакомой мамой не удалось договориться. Тогда в доме малютки нашли 11-месячного малыша Володю Селиванова, мальчика с судьбой, позаимствованной как будто из романа Дюма. Отец поставил вопрос ребром: или я, или ребенок, и она выбрала мужа. Это не помогло — молодая «семья» вскоре распалась. Впрочем, мать все равно не спешила за сыном в детдом, но вмешался случай. Она попала на сеанс «Офицеров» и узнала сына в юном актере. Лишь тогда сердце непутевой родительницы дрогнуло, и после полутора лет в детском доме Володя обрел настоящую семью. Чтобы мальчик не узнал, что полтора года был отказником, она уехала с ним в другой город и сменила фамилию.
Слова знаменитой песни «Вечный огонь», которую все знают по строчке «От героев былых времен…», написал поэт Евгений Агранович. Он тоже был фронтовиком, ушёл воевать добровольцем, за доблесть получил медали «За боевые заслуги», «За оборону Москвы», «За победу над Германией» и орден Отечественной войны I степени. На киностудии хотели заказать стихи молодому автору, но режиссёр убедил директора, что писать песню к такому фильму должен тот, кто знает войну не по рассказам.
Исполнил песню Владимир Златоустовский. Он говорил, что эта песня не для голоса, на ней надо душу рвать, поэтому профессиональных певцов решили не приглашать. Позже никто не смог исполнить ее более пронзительно.
Коллектив, создававший фильм, состоял из очень талантливых людей. Творческая группа сумела найти ассоциативный ряд, не оставляющий равнодушными несколько поколений зрителей. В ней каждый находит что-то для себя лично. И юные, и пожилые, и романтики, и реалисты. Честь, мужество, доблесть, отвага и рыцарское благородство. Есть такая профессия - Родину защищать.
В 2013 году в Москве был установлен памятник героям фильма «Офицеры». Скульптурная композиция воспроизводит сцену из финала фильма, когда спустя много лет Иван Варрава встречает Алексея и Любу Трофимовых с маленьким внуком. Памятник стоит рядом со зданием Министерства обороны России.
Фото: кадры из фильма
Читайте также: