Найти тему
Leader-ID

Исследование: как акселераторы «Архипелаг» влияют на стартапы

Оглавление

Каждый год Министерство науки и высшего образования, Университет 20.35, платформа НТИ и Агентство стратегических инициатив проводят масштабные интенсивы для развития стартапов. Участвуют команды регионов, вузов и школ, начинающие предприниматели и действующие компании. Главный критерий отбора — проекты в сфере новых технологий. Чтобы проанализировать эффективность мероприятия для участников, АНО «Проекты для будущего: научные и образовательные технологии» и Центр внутреннего мониторинга НИУ ВШЭ исследовали интенсивы Архипелаг 20.35 и Архипелаг 2121.

Что это за интенсивы

Архипелаг 20.35 — прошел в 2020 году. Акселерационный онлайн-интенсив для команд, разрабатывающих проекты с применением технологий искусственного интеллекта. В нем было 20 акселерационных программ для проектов разных стадий развития. Участвовали 625 команд. В результате они привлекли 240 миллионов рублей финансирования от Фонда содействия инновациям. Главные особенности интенсива — участие большого числа экспертов и партнерство команд с университетами.

Архипелаг 2121 — событие 2021 года. Акселерационный онлайн-интенсив для команд, разрабатывающих проекты с применением сквозных технологий. В нем было 10 акселерационных программ для проектов разных рынков. Участвовало 698 команд. Команды привлекли 667 миллионов рублей финансирования. Главные особенности интенсива — партнерство команд с индустриальными заказчиками и фокус на проработку бизнес-моделей.

Как проходило исследование

Специалисты АНО «Проекты для будущего: научные и образовательные технологии» и Центра внутреннего мониторинга НИУ ВШЭ разработали опрос, в котором подняли 9 тем:

  1. Как акселератор повлиял на поиск целевых партнеров.
  2. Как изменилась выручка во время участия в акселераторе и после него.
  3. Получилось ли привлечь инвестиции благодаря участию в акселераторе.
  4. Получилось ли получить гранты в течение года после акселератора.
  5. Как изменилась численность команды проекта после акселератора.
  6. Насколько улучшился продукт по результатам акселерации.
  7. Как акселератор повлиял на работу с интеллектуальной собственностью.
  8. Готовы ли участники рекомендовать программу (индекс NPS).
  9. Как влияет наличие результата интеллектуальной деятельности в проектах на привлечение партнеров, клиентов, инвестиций и грантов.

В опросе участвовали участники из 514 проектов: 160 — из акселератора 2020 года, 221 — из акселератора 2021 года, 90 — сразу из двух мероприятий и 43 — не указали год. Данные по проектам, не указавшим год участия, приведены только в составе сводной аналитики по всему опросу.

О чем говорят результаты Архипелага 20.35

Партнеры. Опрос прошли 160 участников акселерационной программы. Из них 44 проекта (27,5%) нашли новых клиентов или партнеров и уже заключили с ними соглашения или находятся в процессе переговоров. Среди, тех команд, которые нашли целевых партнеров, 34 стартапа (77%) считают, что на это повлияло участие в акселераторе.

Как акселерационная программа повлияла на привлечение новых партнеров и клиентов
Как акселерационная программа повлияла на привлечение новых партнеров и клиентов
Каких партнеров получили участвующие команды
Каких партнеров получили участвующие команды

Выручка. 29 стартапов (18,1%) отметили, что после прохождения акселерационной программы выручка их проекта увеличилась в среднем на 71%. Для большинства — 78,1% — выручка осталась неизменной, и только 3,8% участников отметили уменьшение выручки. 52 стартапа (32,5%) отметили влияние акселерационной программы на результат операционной деятельности.

Гранты и инвестиции. 59 стартапов (37%) смогли привлечь инвестиции или находятся на этапе переговоров. 31 стартап (19,4%) получил гранты. Из них 21 стартап видит в этом влияние акселератора.

Численность команды. 33 (20,6%) стартапа указали, что у них увеличилась численность команды. У 16,5% проектов уменьшилась численность команды. Но у большинства — 61,9% — количество участников осталось прежним.

Работа с продуктом и интеллектуальной собственностью. 37 стартапов (23,1%) улучшили свой продукт по результатам акселератора.

Как акселератор повлиял на политику работы с интеллектуальной собственностью в проекте
Как акселератор повлиял на политику работы с интеллектуальной собственностью в проекте

Что говорят участники Архипелага 20.35

Победитель Архипелага 20.35 — проект Agro.Click. Система поддержки принятия решений в сельском хозяйстве, которая позволяет молочно-товарным фермам и животноводческим комплексам создать цифровую модель производства сырого молока и принимать управленческие решения на основе текущих данных, ретроспективного анализа, методов прогнозной и предписывающей аналитики.

После акселерационной программы проект получил грант «Старт 1» от Фонда содействия инновациям, смог доработать аппаратную часть и мобильное приложение, сделать первую продажу и провести пилот совместно с АО «Гатчинская ферма».

«Архипелаг 20.35 — очень хороший инструмент, чтобы сплотить людей. Эта победа сделала нас командой. Общая радость помогает стать лучше. А если команда не побеждает, это мотивирует собраться и выиграть в следующий раз. Акселератор помог нам доработать искусственный интеллект. Отдельная благодарность за это Томскому государственному университету. Любым технологическим проектам стоит принять участие в следующем Архипелаге. Это дает в первую очередь знания о венчурном рынке, которые больше нигде не дадут.»
Евгений Калашников, основатель проекта

Участник из топ-30 лидеров Архипелага 20.35 — проект Otmetky. Сервис помогает застройщикам и муниципальным властям принимать правильные решения в сфере градостроительства, а гражданам дает возможность влиять на будущее своих городов.

«На Архипелаге 20.35 мы не только получили экспертную оценку проекта и качественные советы, но и нашли важного участника в команду — специалиста по вовлечению жителей. Благодаря полученным знаниям мы смогли улучшить тестирование гипотез и найти новые заказы. А благодаря новому участнику — найти важное партнерство и полезные контакты. Архипелаг дает мощный толчок к развитию проекта, позволяет в короткие сроки проконсультироваться с большим количеством экспертов и найти единомышленников.»
Надежда Герасимова, CEO проекта

Что показали результаты опроса участников Архипелага 2121

Партнеры. Опрос прошли 221 участник акселерационной программы. Из них 70 стартапов (31,6%) нашли новых клиентов или партнеров, уже заключили с ними соглашения или пока находятся в процессе переговоров. Среди тех команд, которые нашли целевых партнеров, 52 стартапа (72%) считают, что на это повлияло участие в акселераторе.

Как акселерационная программа повлияла на привлечение новых партнеров и клиентов
Как акселерационная программа повлияла на привлечение новых партнеров и клиентов
Каких партнеров получили участвующие команды
Каких партнеров получили участвующие команды

Выручка. У 47 стартапов (21,3%) после прохождения акселерационной программы выручка проекта увеличилась в среднем на 262%. У большинства — 71,9% — выручка осталась неизменной, и только 6,8% участников отметили уменьшение показателя. 91 стартап (41,2%) заметил влияние акселерационной программы на результат операционной деятельности.

Гранты и инвестиции. 67 стартапов (30,2%) привлекли инвестиции или находятся на этапе переговоров. Больше половины из них (39 стартапов) считают, что на их успех повлиял акселератор. 58 стартапов (26,2%) получили гранты. 36 из них отмечают роль акселератора.

Численность команды. 67 (30,3%) стартапа указали, что у них увеличилась численность команды. У 7,2% проектов уменьшилась численность команды. Но у большинства — 62,4% — количество участников осталось прежним.

Работа с продуктом и интеллектуальной собственностью. 80 стартапов (36%) улучшили свой продукт по результатам акселератора.

Как акселератор повлиял на политику работы с интеллектуальной собственностью в проекте
Как акселератор повлиял на политику работы с интеллектуальной собственностью в проекте

Что говорят участники Архипелага 2121

Участник Архипелага 2121 — проект sCaptcha. Сервис проверяет, что действия на сайте выполняет человек, а не компьютерная программа. В большинстве случаев текстовую защиту робот может распознать за 0,05 секунды. Защиту sCaptcha распознать сложнее — продуктов для ее обхода не существует, а создавать их слишком дорого.

«Архипелаг дает системную поддержку проекта: от экспертизы до поиска потенциальных заказчиков. Организаторы разместили о нас публикации в СМИ, и мы получили много заявок. Участвовать в Архипелаге нужно на любой стадии развития проекта. Вы попадаете в конкурентную среду, и ваш проект растёт быстрее. Одна только запись на питчи или к экспертам заканчивались за минуты! При этом организаторам удалось добиться равных возможностей для всех и проактивно подходить к развитию бизнеса участников.»
Андрей Анисимов, основатель проекта

Участник Архипелага 2121 — проект сканера ладони Palmjet. Он использует венозный «рисунок» для биометрической идентификации с 12 лет.

«На акселераторе мы провели интервью с представителями предприятий ОПК, сформировали пять гипотез и проверили на рынке ОПК, достигли соглашений с двумя предприятиями на совместные пилоты и подготовили план развития проекта. Научились выступать на питчах, отработали ошибки проекта с экспертами. Договорились о проведении пилота на Свердловской железной дороге совместно с Центром инноваций ОАО «РЖД» и пилота с «РК-Цифра». Прошли в очный этап отбора акселератора Роскосмоса, обсудили развитие проектов с ОАО «Ростелеком» и ПАО «МТС».
Александр Дремин, основатель проекта

Участник Архипелага 2121 — проект приложения «AI Секретарь». Приложение с высокой точностью расшифровывает аудиозаписи до нескольких минут. Скорость расшифровки не влияет на качество текста, орфография и пунктуация соответствуют всем нормам русского языка.

«За время Архипелага 2121 у нашего сервиса в три раза увеличилось количество пользователей — почти все, кому мы рассказывали о продукте, хотели попробовать его для своих задач и давали обратную связь.
Мы также расширили список возможных применений нашего решения за счет нового взгляда со стороны экспертов и сообщества. Архипелаг очень полезен для поиска новых бизнес-контактов, проверки гипотез и обратной связи для продуктов на стадии масштабирования. Для новых стартапов это возможность понять пользователей в совершенно разных сегментах и найти своё место на рынке.»
Тарас Федоров, основатель проекта

Что показывают результаты опроса участников двух программ: Архипелага 20.35 и 2121

Партнеры. Опрос прошли 90 участников акселерационной программы. Из них 31 стартап (34,4%) нашел новых клиентов или партнеров, уже заключил с ними соглашения или пока находится в процессе переговоров. Из них 25 стартапов (80%) считают, что на это повлияло участие в акселераторе.

Как акселерационная программа повлияла на привлечение новых партнеров и клиентов
Как акселерационная программа повлияла на привлечение новых партнеров и клиентов
Каких партнеров получили участвующие команды
Каких партнеров получили участвующие команды

Выручка. У 20 стартапов (22,2%) после прохождения акселерационной программы выручка проекта увеличилась в среднем на 105%. У большинства — 71,1% — выручка осталась неизменной, и только 6,7% участников отметили уменьшение показателя. 40 стартапов (44,5%) заметили влияние акселерационной программы на результат операционной деятельности.

Гранты и инвестиции. 33 стартапа (36,7%) привлекли инвестиции или находятся на этапе переговоров. Больше половины из них (18 стартапов) считают, что на их успех повлиял акселератор. 29 стартапов (32,2%) получили гранты. Участники 22 из них отметили влияние акселератора.

Численность команды. 27 (30%) стартапа указали, что у них увеличилась численность команды. У 13,3% проектов уменьшилась численность команды. Но у большинства — 56,7% — количество участников осталось прежним.

Работа с продуктом и интеллектуальной собственностью. 40 стартапов (44%) улучшили свой продукт по результатам акселератора.

Как акселератор повлиял на политику работы с интеллектуальной собственностью в проекте
Как акселератор повлиял на политику работы с интеллектуальной собственностью в проекте

Как менялись ответы участников с 2020 по 2021 год

Исследователи сравнили результаты проектов, которые участвовали только в одной акселерационной программе. Результаты представили в виде долей проектов в процентных пунктах:

  • Увеличилась выручка — +2,2%
  • Нашли целевых партнеров — +4,1%
  • Улучшили продукт — +5%
  • Отметили сильное влияние акселератора на результат операционной деятельности — +6,8%
  • Получили гранты после акселератора — +6,8%
  • Отметили сильное влияние акселератора на привлечение инвестиций — +9,4%
  • Выросла численность команды — +9,7%
  • Отметили сильное влияние акселератора на привлечение грантов — +11,6%
  • Отметили сильное влияние акселератора на улучшение продукта — +12,6%

На 12,3% увеличилась доля стартапов, которые довольны акселератором и готовы рекомендовать участие в следующих наборах.

Какие выводы сделали исследователи

1. Поиск целевых партнеров

Около трети (29,6%) участников акселератора нашли целевых партнеров или клиентов. Согласно индексу потребительской лояльности NPS, «промоутеры» программы находили партнеров значительно чаще, чем «критики». В 61,1% случаев участники привлекали в качестве партнеров или клиентов экспертов из своей отрасли. Три четверти (74,4%) участников, которые нашли партнеров или клиентов, отмечают влияние акселератора на свой успех.

2. Выручка и результаты операционной деятельности

До участия в Архипелаге у 69,6% стартапов выручки не было. У проектов, которые имели выручку, медианная годовая была на отметке 1 600 000 рублей. Во время и после интенсива у 19,6% участников выручка увеличилась. Медианное значение процента роста выручки — 50%. У 74,5% показатель остался неизменным .

«Промоутеры» чаще «критиков» отмечали увеличение выручки (33% и 13% соответственно). Треть участников — 36,7% — отметили влияние акселератора на результат операционной деятельности.

Участники сразу двух акселераторов оценивали сильное влияние акселератора на их проект чаще, чем те, кто участвовали только единожды: 16,7% среди участников обоих годов, 11,8% — 2021 г., 5% — 2020 г. «Промоутеры» чаще «критиков» говорили о том, что акселератор так или иначе повлиял на их операционную деятельность (64% и 16% соответственно).

3. Привлечение инвестиций

Среди участников 14,7% привлекли инвестиции на 3 350 000 рублей в среднем. Те, кто участвовали в обоих акселераторах, с большим успехом привлекали раунд инвестиций: 11,1% — оба года, 5,4% — 2021 г., 3,8% —  2020 г. «Промоутеры» привлекают инвестиции чаще «критиков»: 26% и 7% соответственно.

Почти треть инвестиций (27,6%) стартапы привлекли от Российского венчурного фонда, еще по 17,2% от частного инвестора или ангельского синдиката. Больше половины из них видят в этом заслугу своего участия в акселераторе (52,6%). И чаще всего о положительном влиянии Архипелагов опять-таки говорят «промоутеры».

4. Привлечение грантов

В течение года после интенсива 23,5% участников получали гранты в среднем на 2 200 000 рублей. Из них 32% «промоутеров» и 18% «критиков» программы Архипелага. Большую часть грантов (71,7%) выдал Фонд содействия инновациям.

Большинство получивших гранты участников (65,3%) уверены, что в этом им помогло участие: 50% «промоутеров» и 8% «критиков».

5. Изменение в команде проекта

Треть участников (24,9%) отметили, что после Архипелага команда проекта увеличилась в среднем на три человека.

После Архипелага 20.35 у 16,5% команд уменьшился состав в среднем на два человека, после Архипелага 2121 — только у 7,2%. «Промоутеры» увеличивали команду в три раза чаще «критиков».

6. Улучшение продукта

Большая часть команд (55%) улучшили свой продукт. В 31,3% проектах на это повлиял Архипелаг. В 2021 году улучшить проект удалось в два раза большему числу команд (44% и 23%).

«Промоутеры» чаще «критиков» улучшали продукт благодаря программе акселератора (62% и 8%). «Критики» же чаще отмечали, что в развитии их продукта акселератор не сыграл значимой роли (29%и 14%).

7. Работа с интеллектуальной собственностью

Акселератор положительно повлиял на работу с РИД (результатами интеллектуальной деятельности) у 22,7% команд. В 2020 году таких команд было меньше, чем в 2021 году или за оба года. «Промоутеры» чаще «критиков» отмечают положительное влияние (44% и 7%).

У 68,9% проектов есть РИД или заявки на их регистрацию — по 2‒3 в среднем.

Проекты, в которых есть РИД, чаще находят целевых партнеров или клиентов, чем те, у кого РИД нет (36,5% и 16,9%). То же самое можно сказать и об инвестициях — проекты с РИД имеют в этом больший успех (19,5% и 5,8%).

Как это повлияло на Архипелаг 2022

В 2022 году Архипелаг сделали с фокусом на команды и разработчиков, которые развивают новые технологии. По результатам исследования организаторы увеличили число экспертов и индустриальных партнеров, которым могут помочь проекты участников, усилили роли инвесторов и бизнес-ангелов, добавили менторов из фонда «Сколково».

Интенсив проходил с 5 по 20 июля сразу на трех площадках: в Севастополе, Москве и Южно-Сахалинске. В очно-заочном формате участвовало почти семь тысяч человек — команды 128 российских вузов, более 200 индустриальных партнеров, представители бизнеса и власти, институтов развития и отраслевых экспертов из 85 регионов.

В акселерационной программе участвовали 1159 стартапов, по итогам питч-сессий 226 из них получили предложения от индустриальных партнеров.

Ждем момента, когда можно будет заглянуть в развернутые итоги акселератора этого года и сравнить с предыдущими результатами!