(эффект обладания) – одно из самых сильных когнитивных искажений, заставляющее человека оценивать конкретный объект более благоприятно только потому, что он принадлежит ему. Суть его сводится к следующему: люди больше ценят вещи, которые уже принадлежат им, чем те, которыми могут овладеть в будущем.
Участники той или иной группы (социальной, этнической, рабочей) чаще более положительно оценивают собственную группу, чем остальных. Вместо того, чтобы оценивать себя по объективным критериям (способности, навыки, достижения), люди предпочитают приписывать себе баллы за совершенно не относящиеся к делу факторы (дата рождения, интересы и предпочтения).
Ученые разделились на два лагеря: одни связывают такое поведение с эффектом владения, другие, напротив, отрицают возможность существования данного феномена. Противники эффекта полагают, что он может проявляться далеко не у всех и во многом зависит от контекста.
Человеческая природа такова, что чувство собственности возникает невероятно рано. Исследователи полагают, что эффект обладания появляется у детей практически с самого рождения. Отец-основатель детской психологии Жан Пиаже был первым, кто обнаружил этот факт.
Наблюдая за маленькими детьми, он заметил, что, лишившись любимой игрушки, ребенок начинает плакать или злиться. Это навело ученого на мысль, что с самого раннего детства человек отождествляют себя с принадлежащими ему вещами, поскольку еще не в состоянии идентифицировать себя как личность и отделиться от окружающего мира.
Еще одним объяснением подобного поведения в столь раннем возрасте является желание ребенка быть единственным и неповторимым. А это значит, что и принадлежащие ему вещи тоже должны обладать определенного рода уникальностью.
Для подтверждения данной гипотезы был проведен эксперимент. Группе детей в возрасте 5 лет сообщили, что копировальный аппарат способен создать абсолютно идентичную копию их любимой игрушки, и спросили, готовы ли они обменять свою старую игрушку на точно такую же новую. Все до единого дети отказались от данного предложения.
Некоторые исследователи полагают, что эффект обладания присущ исключительно детям до 10-12 лет, поскольку именно в этот период начинает формироваться и преобладать социализированное мышление, позволяющее отделить личность от окружающего мира.
Наличие или отсутствие эффекта обладания может также быть связано с тем, как быстро человек формирует связи между ощущением себя и вещами, которые считает своими. Подобные связи можно увидеть даже на нейронном уровне.
Нейробиологи провели эксперимент, в котором с помощью аппарата функциональной магнитно-резонансной терапии замеряли активность мозга испытуемых во время, когда они смотрели на собственные вещи и вещи посторонних людей. Когда участники эксперимента рассматривали изображения принадлежащих им предметов, их мозг проявлял большую активность в той области, которая обычно активизируется в моменты, когда человек думает о себе. При просмотре вещей посторонних людей подобной активности не наблюдалось. Отсюда возникает предположение, что большинство людей напрямую ассоциируют свои вещи с собой.
Подобное мышление о тех или иных предметах сохраняется и во взрослой жизни, становясь при этом все более сложным. Так, например, с возрастом некоторые люди наделяют большой ценностью предметы, которые принадлежали знаменитостям, или не хотят расставаться с семейными реликвиями, поскольку таким образом могут чувствовать связь с умершими родственниками.
Другой крайностью является момент, когда привязанность некоторых людей к вещам становится настолько сильной, что возникает зависимость, а жилье людей, страдающих от данной зависимости, превращается в непроходимый склад. Вспомнить хотя бы героя поэмы Николая Гоголя «Мертвые души» помещика Степана Плюшкина, страстью которого было собирать и коллекционировать совершенно ненужные и бесполезные вещи, захламляя при этом пространство вокруг.