Продолжаем читать сценарий этого шедевра советского кинематографа.
***
Сцена "Ты что, немой?" первоначально выглядела так:
– Папаша, огонька не найдется?
Семен Семенович завороженно смотрит на череп амулета:
– Оставил… А пиджак у жены… А жена там…
Молодой человек, пожав плечами, уходит.
***
В фильме полностью отсутствует пляжная сцена, где Граф и Семен Семенович с семьей загорают, сидя в воде. Надежда Ивановна кричит сыну: "Слезь сейчас же! Перестань мучить животное!" (недалеко от берега Максим, оседлав дельфина, катается на нем). Видимо, дельфина пожалели, а сцену вырезали как незначительную.
***
Отсутствует показ модных мини-бикини.
– И наконец последняя модель! Пляжный ансамбль – «Мини‑бикини‑69»! – провозглашает комментатор.
Мужская часть зала настороженно замирает. Грянула песня «Королева красоты». На помост выходят три очаровательные девушки в красочных пляжных костюмах.
***
А вот так товарищ Плющ и лифтерша борются за нравственность, обсуждая девушку, пришедшую к кому-то в их доме:
– Мне, говорит, в пятнадцатую… Сама вся дрожит, а для вида футляр приволокла…
– Ясно, – решает Варвара Сергеевна. – Артист… Жена на курорте. Недели не прошло – уже со скрипкой… Ну, что ж, придется сделать так, – вздохнув резюмирует товарищ Плющ. – Жене – телеграмму. Письмо – в редакцию «Советская культура». Ну, и копию, куда надо!
Становится яснее, почему они позднее проследили за Горбунковым в гостинице. Они так за всеми блюдут.
***
У Белой скалы:
Ревет мотор, но мотоцикл почему‑то не двигается с места. Пораженный Граф оглядывается и видит, как, высунувшись из‑под разбитой лодки, волосатая ручища крепко держит машину за глушитель. Граф быстро выключает мотор. – Нет! Все‑таки здесь! – окончательно решает он.
***
"Рыбалка" описана гораздо полнее и ярче, вот небольшой отрывок:
Рыба теперь по собственной инициативе устремляется за наживкой. И несмотря на то, что крючок уже находится в двух‑трех метрах от воды, паламиде удается в невероятном прыжке настигнуть и заглотать наживку.
В какой-то момент Семен Семенович оглушает Графа огромной рыбой.
Падение Графа в воду весьма литературно:
Эта сцена живо напоминает нам страницы повести Хемингуэя «Старик и море», рассказывающей, как большая рыба тащит за собой лодку с рыбаком. Механик прибавляет обороты. Скорость увеличивается. Граф выходит на редан, поднимается над водой, словно катер на подводных крыльях.
И, может быть, неудачливые сообщники, гонимые болью, страхом и алчностью, прошли бы таким образом Босфор и даже Дарданеллы, если бы на их пути не встал песчаный островок. Механик под водой огибает его, а Граф врезается в берег.
Фраза "Идиот" — всё-таки никакая не импровизация Папанова. Она есть в сценарии.
– Идиот! – зло говорит Механик и быстро скрывается среди прибрежных скал, сверкая на солнце белыми ягодицами.
А вот пинок мальчика — импровизация. Такого нет.
***
***
Отсутствует целая "стихотворная" роль продавца лотерейных билетов:
– Для больших семей и для маленьких семеек любой билет по тридцать копеек… Папе – телевизор, мотороллер – сыну, маме – холодильник или стиральную машину… Для дочки возьмете билет не зря: выиграет дочка часы «Заря». Не забудем дедушку, если есть дед: здесь приготовлен для деда мопед… Бабушка тоже хочет подарка, есть и для бабушки лодка‑байдарка… С билетами будет дружней родня… до тиража осталось всего три дня!...
На одну зарплату на такси не разъездишься! – многозначительно размышляет Варвара Сергеевна, доставая из сумочки деньги. – Сто билетов! – обращается она к продавцу. – Только подряд!
Обрадованный продавец начинает декламировать приготовленный на этот редкий случай стихотворный дифирамб:
– Кто берет билетов пачку, тот получит…
– Бросьте эту дурацкую агитацию! – охлаждает его пыл товарищ Плющ. – Я покупаю билеты не ради выигрыша…
– А ради чего? – растерянно спрашивает продавец, переходя на прозу.
– Ради утопающих… – начинает с привычной ораторской интонацией товарищ Плющ. – …в зелени новых жилмассивов, сверяющих стеклом и пластиком дворцов культуры, которые строятся на средства, полученные от лотереи. Приведу несколько цифр…
***
Пистолет милиция даёт Горбункову спортивный, стартовый (в фильме - боевая "Беретта М1934"). Про пули диалог отсутствует. Но далее почему-то идёт сбивающая с толку фраза: "Повернувшись к двери спиной, он достает пистолет, вставляет в него обойму и, переложив оружие в брючный карман, решительно выходит из кабины". Видимо, какой-то сценарный ляп.
***
Ресторан "Плакучая ива".
Семён Cемёнович изначально заявляет, что будет пить чай.
Никакой Колымы. Изначально фраза звучит: "Будете у нас на Камчатке… Милости просим…"
Продолжение следует.
Читайте предыдущие материалы по этой же теме: