Найти тему
Аэрофлот

«Ночная ведьма» Маша – вторая мама стюардесс

В этом году наш департамент обслуживания на борту отмечает 55-летний юбилей. Изначально подразделение называлось «Служба бортпроводников Аэрофлота», а первой его руководительницей стала Мария Николаевна Попова – настоящая легенда отечественной авиации, с которой мы хотим познакомить вас ближе.

Мария Николаевна, в девичестве Тепикина, родилась в городе Нижние Серьги Свердловской области. Еще до войны она закончила Батайскую летную школу ГВФ, а после получила назначение в Актюбинск, где готовила летные кадры для гражданской авиации. Сразу после начала войны она просилась на фронт, но руководство отказывало ей, ведь хорошие пилоты-инструкторы нужны в тылу. Лишь летом 1943 года ей удалось добиться своего: вместе с лучшей подругой Людмилой Горбачевой она получила направление в легендарный 46 гвардейский Таманский женский авиационный полк ночных бомбардировщиков, которым командовала Е. Д. Бершанская.

Мария получила назначение во 2-ю эскадрилью, которой командовала капитан Ольга Санфирова. Полк нес большие потери, поэтому новичкам практически сразу пришлось включиться в боевую работу.

Были дни, когда «ночные ведьмы», как их называли гитлеровцы, выполняли за ночь по три и более боевых вылета. А всего за годы войны Мария Николаевна выполнила более 640 ночных боевых вылетов, уничтожила два склада с боеприпасами, большое количество техники и живой силы противника. За совершенные подвиги ее наградили боевыми наградами, в том числе орденами Красного Знамени и Отечественной войны I и II степени.

Несколько женщин-пилотов из ночного бомбардировочного полка «Ночные ведьмы». Источник: https://flickr.com/photos/133232468@N07/27410381654
Несколько женщин-пилотов из ночного бомбардировочного полка «Ночные ведьмы». Источник: https://flickr.com/photos/133232468@N07/27410381654

После окончания войны Мария Николаевна продолжила работать в гражданской авиации. Когда решался вопрос, кому поручить создание нового структурного подразделения – службы бортпроводников – выбор пал на Марию Николаевну.

Бывшая боевая летчица оказалась еще и умелым организатором. Она лично беседовала с каждой девушкой, которая хотела работать на международных авиалиниях, занималась их обучением и воспитанием. Многие ветераны службы бортпроводников и сегодня, вспоминая Марию Николаевну, ласково называют ее своей второй мамой.

Мария Николаевна Попова
Мария Николаевна Попова

В первом наборе бортпроводников было 180 человек. От кандидатов требовалось знание иностранных языков, отличная физическая форма, приветствовались медицинское образование, кулинарные навыки или опыт работы в заведениях общепита. Мария Николаевна учила, что стюарды и стюардессы не просто лицо Аэрофлота, а гарантия безопасности и надежности, верный помощник и гостеприимный хозяин воздушного судна. За прошедшие годы в авиации изменилось многое, но эти постулаты остались неизменны.