Найти тему
Кинооператор рассказывает

142. "Назад в будущее-3". Набрал ли поезд 88 миль в час?

Нет смысла пересказывать сюжет фильма "Назад в будущее", почти все его знают, а некоторые смотрели этот фильм по несколько раз. Это, без сомнения, кинематографический шедевр.

Так вот, в третьей серии Марти МакФлай отправляется спасать Дока (Эммета Брауна) в 1885 год. Там ему сначала приходится спасаться от индейцев, а затем и от кавалерии. Он прячет машину в пещере и вдруг обнаруживает, что выпущенная стрела повредила бензобак машины, и бензин вытек. Достать бензин в XIX веке было невозможно.

После обсуждения нескольких вариантов выхода из ситуации Док решает разогнать DeLorean до 88 миль в час при помощи паровоза, выбрав отрезок нового строящегося железнодорожного пути через ущелье. В 1885 году этот участок железной дороги ещё не достроен и заканчивался обрывом.

С помощью специальных поленьев (бустеров), бросаемых в топку, паровоз разгоняется до нужной скорости, и машина времени, достигнув 88 миль в час, исчезает во времени, а паровоз с прицепом падают в ущелье.

Значение "88" миль в час на спидометре в правом углу
Значение "88" миль в час на спидометре в правом углу

Теоретически такая скорость могла быть развита паровозом. Так, в 1854 году в Великобритании паровоз №9 на Bristol and Exeter Railway сумел достичь скорости в 81,8 миль/ч, а в 1890 году во Франции паровоз "Крэмптон" разогнался до рекордных для того времени 89,5 милей в час (144 км/ч).

Спидометр в километрах и милях в час
Спидометр в километрах и милях в час

Реальные скорости, на которых двигался паровоз во время съёмок, были конечно, намного ниже, ведь 88 миль в час - это 39 метров в секунду. Мимо снимающей с земли камеры паровоз проносился бы как стрела и мы не могли бы вообще что-то рассмотреть. Поэтому для создания ощущения большой скорости использовались определённые киноприёмы. Во-первых, когда по сюжету поезд только набирал скорость, камеру ставили близко к насыпи. Поезд приближался, камера панорамировала за ним (двигалась слева направо), и по переднему плану со смазкой проносился и автомобиль и паровоз.

-4
Здесь скорость как бы 35 миль в час
Здесь скорость как бы 35 миль в час

Во-вторых, когда паровоз по сюжету набрал скорость 60 миль в час, использовались кадры, снятые с нижней точки, чтобы в нижней части кадра со смазкой мелькали шпалы. Здесь, конечно, применяется широкоугольный объектив. При таком объективе предмет, движущийся к камере, быстро меняет свою крупность.

-6

В-третьих, иллюзию стремительного движения создаёт смазанное изображение быстро проносящихся кустов на переднем плане.

-7

В других кадрах с верхнего ракурса мелькают не только шпалы, но и быстро движущийся кривошипно-шатунный механизм вращения колёс.

-8

Если приглядеться к ногам, то вокруг штанины легко обнаружить светлый контур.

-9

Дело в том, что ноги были отсняты отдельно в павильоне на синем хромакее, потом с этого кадра делались две чёрно-белые маски, точнее, маска и контрмаска. И уже затем в лаборатории на трюк-машине на новую цветную киноплёнку через маску впечатывались ноги, а через контрмаску - движущийся фон.

Вот так обычно выглядят маска и контрмаска.

Контрмаска и маска для комбинированных съёмок
Контрмаска и маска для комбинированных съёмок

Контуры вокруг объекта возникают из-за рассеяния света на границе масок. В следующем кадре контуры лучше видны, их невозможно было убрать в те годы. Ещё не была придумана программа Adobe After Effect и никакой компьютерной обработки изображения не было.

-11

В скобках замечу, что никаких подобных контуров мы не видим в лунных экспедициях (1969-1972 гг.), и это говорит о том, что никакого хромакея ни в одном "лунном" кадре НАСА не использовало. От использования хромакея в лунной эпопеи НАСА отказалось после первых проб. Любой киношник сразу бы определил по контурам, что НАСА применяет комбинированные кадры с хромакеем. Там фронтпроекция
была.

Оконтуривание легко заметить и вокруг волос Дока, когда он держит на руках Клару. Фон снят на натуре, а герои фильма - в павильоне на хромакее.

Док и Клара
Док и Клара

Поскольку Док подхватывает Клару на скорости 80 миль в час, то оператор, чтобы создать иллюзию большой скорости делает панораму сопровождения на 180 градусов вслед за парой. Фон при этом размазывается в движении.

На флайборде (хаверборде) Док отвозит Клару на безопасное расстояние, и это всё происходит в одном непрерывном плане. Тень под ногами, конечно, подрисована (обычное притемнение), это теперь уже каждый может догадаться.

-13

А вот на что не обратит внимание зритель, так это на то, что солнце на Клару падает слева направо, а тени от деревьев ложатся в противоположном направлении - справа налево. Конечно, оператор об этом знал, но в совпадении направлений источника света он настраивался на начало кадра, а не на конец.

В начале этого кадра камера смотрит навстречу движения паровозу и здесь направление света на деревья на натуре совпадает с направлением прожекторов на актёров в павильоне.

-14

Почему же в конце кадра лучи разошлись? Да потому что на натуре панорама была на 180 градусов: вначале камера смотрела навстречу движения поезда, а в конце развернулась в другую сторону - по движению поезда. А в павильоне актёры стояли на месте и никуда не двигались. И камера не делала никаких панорам вокруг них. Вообще круговых панорам в павильоне не было.

Камера с общего плана приблизилась на тележке по прямой линии к актерам на средний план, затем на этом среднем плане актёров просто повернули вокруг оси на 90 градусов, спиной к камере, и камера отъехала назад, на общий план.

-15

Поворот актёров был выполнен с помощью вот такой установки.

-16

Почему оператор не стал делать круговое вращение вокруг актёров? Да потому что в таком случае в павильоне нужно применять большой по площади хромакей, расположенный по окружности. Обошлись меньшими затратами.

Перед самым ущельем появляется заграждение из шпал с надписью "END OF TRACK" и к нему стремительно приближается поезд.

-17

Мы видим, как по переднему плану мелькают шпалы. Такое мелькание должно подчеркнуть стремительное движение состава. Широкоугольный объектив усиливает перспективу и скорость движения. По эмоциональному ощущению, конечно, хочется верить, что поезд уже набрал скорость 140 км/ч (около 88 миль/ч). И мы сердцем верим в это.

Но можно посчитать и реальную скорость движения съёмочной камеры по железной дороге - по ширине шпал и промежуткам между ними. Вот по этому кадру мы и определим.

-18

В Северной Америке расстояние между шпалами магистральных железных дорог составляет примерно от 19 до 19,5 дюймов (от 48 до 50 см) для деревянных шпал. Ширина самой шпалы 10 дюймов (25,4 см). Две шпалы, прилегающие к стыку, могут иметь ширину 12 дюймов (30,5 см). В среднем можно считать, что шпала и промежуток между ними - это 0,75 метра, и промежуток в 2 раза шире самой шпалы.

-19

В монтажной программе я отсчитал 1 секунду, т.е. 24 кадрика и оказалось, что за это время "поезд" или просто съёмочная камера без поезда (поезда в кадре нет) прошла 15 шпал. Это соответствует расстоянию 11,25 м, что даёт нам скорость 40,5 км/ч, или 25 миль в час.

Если вглядеться повнимательнее на ширину между шпалами, то такое ощущение, что промежутки немного меньше удвоенной ширины шпал. Но не будем к этому придираться, иначе скорость получится меньше.

-20

А лучше посмотрим ещё на один кадр, где поезд с прицепным вагоном приближается к окончанию железнодорожных путей. Здесь ширина шпалы (10 дюймов) почти точно соответствует промежутку между ними.

-21

В монтажной программе я заметил, что за 1 кадрик поезд смещается вперёд ровно на одну шпалу. За секунду получилось 25 шпал, это как бы соответствует 25-ти расстояниям по 20 дюймов, т.е 12,7 м. Округлим до 13 м. Это даст нам скорость 47 км/ч или 29 миль/ч.

-22

Итак, несмотря на три особых цветных химических полена («бустера»), поезд смог разогнаться только до 30 миль в час.

Конечно, мы знаем, что в финале сцены использовался макет. Но пока не появились финальные титры, нам хочется верить, что мы на самом деле побывали в фантастическом мире, что поезд набрал необходимую скорость 88 миль в час и перенёсся в 1985 год.

-23

*

С вами был кинооператор Л.Коновалов. До новых встреч!