На всю жизнь запомнилась мне фраза университетского препода, когда мы, студенты, устроили в аудитории гвалт - каждый о своем.
(Эх, молодость. Мне бы сейчас в ту аудиторию, переслушать каждую его лекцию по истории музыки...но я тоже была молода и местами глупа. И у меня был журнал "Лиза").
Итак, наш препод, легенда института, гроза экзаменов и зачётов (на каждый зачёт надо выучить около ста музыкальных отрывков и узнавать их на слух) восседал, грузный, весящий не менее 150 кг., и, казалось бы, совсем утратил контроль над аудиторией.
И он сказал гениальную фразу:
"Знаете ли, ведь у меня совсем нет цели вас перекричать. Я ведь сейчас перейду на пианиссимо"*
И все зат...замолчали.
*pianissimo в музыке - максимально тихое звучание
Эта фраза, вернее, мысль о ней, всегда со мной. Я, конечно, не говорю ее в лоб (хотя...была б поточным лектором - пришлось бы:))
Просто надо помнить, что ваша информация - это ценность.
Паузы в речи служат отчасти и этому: собрать внимание аудитории, повысить ценность вашего высказывания.
Паузы в музыке, помимо ритмической функции, могут сильнейшим образом работать на эмоциональный отклик.
И вот мы разбирали с учеником "Молитву в Гефсиманском саду" ("I only want to say") из "Иисус Христос - суперзвезда". Ее обычно поют на английском, но он пел на русском.
И там в начале - почти речитативные фразы:
Кто-нибудь останется со мной?
Петр? Иоанн? Яков?
Кто-нибудь из вас пойдет за мной?
Петр? Иоанн? Яков?
И только потом эта всем известная берущая за душу мелодия**
Ученик затруднялся определиться, зачем нужны эти длинные паузы между репликами. Что делать-то в это время? И вот что осозналось нам вместе:
это ожидание, чтобы
хоть кто-нибудь ответил
Это напряженное ожидание за своей спиной хоть малейшего отклика.
И мы стали петь, учитывая это:
Кто-нибудь останется со мной?
........................
Петр? Иоанн? Яков?
........................
Кто-нибудь из вас пойдет за мной?
........................
Петр? Иоанн? Яков?
.........................
.........................
Длина пауз осталась та же - что и была прописана в партитуре. А вот состояние - изменилось.
О, если бы вы слышали, какое напряжение возникло в этих паузах! А все поднимающаяся интонация вопросов усиливала это ощущение. В итоге, когда наконец полилась мелодия, она легла совсем на другую почву!!!
**Нашла для вас лучшее, на мой взгляд, исполнение на русском. Ария Иисуса Христа в Гефсиманском саду. 2009г.
Фрагмент музыкального спектакля "Иисус Христос - Суперзвезда", постановка Театра имени Моссовета, 13 мая 2009г. В роли Иисуса Христа-Глеб Матвейчук.
Посмотрите первую минуту, там как раз эти паузы, и вы поймёте, о чем я...