К сожалению, возрастная дискриминация мало изучена. В сравнении с любой другой дискриминацией, такой как по полу, цвету кожи, этнической дискриминацией, на возрастную дискриминацию не обращают такого большого внимания.
Предрассудки и стереотипы ведут к дискриминации по возрасту, которая может затронуть всех. Это ставит в невыгодное положение пожилых работников, что приводит к неэффективному использование человеческих ресурсов. Узкие взгляды на старение приводят к тому, что люди недооценивают социальные потребности пожилых людей.
Йоханнес Пантель, специалист в области гериатрической медицины, обратил внимание на значительный психологический и физический ущерб, наносимый социальной изоляцией пожилых людей во время пандемии короновирусной инфекции.
Эйджизм может иметь позитивную перспективу, например, когда определенный возраст считают выгодным в конкретной ситуации. Например, чем старше человек, тем он мудрее.
Эйджизм может варьироваться от тонких действий до серьезных актов дискриминации. Некоторые признаки эйджизма включают:
· исключение из группы, например, в школе или на работе;
· быть пропущенным для продвижения по службе или повышения;
· быть уволенным или вынужденным уйти на пенсию;
· негативные комментарии о возрасте человека;
· идеи игнорируются или отклоняются;
· потеря льгот, таких как оплачиваемый отпуск;
· отсутствие доступа к возможностям обучения.
Существует четыре основных вида дискриминации по возрасту.
1. Прямая дискриминация.
Различное обращение с разными лицами в сходной ситуации из-за возраста.
2. Косвенная дискриминация.
Организация имеет определенную политику или способ работы, которые применимы ко всем, но которые ставят людей определенной возрастной группы в невыгодное положение.
3. Притеснения.
Преследование, оскорбление или унижение определенной возрастной группы.
4. Виктимизация.
Плохое обращение после жалобы на дискриминацию по возрасту в соответствии с законом. Это также может произойти после поддерживания кого-то, кто подал жалобу на дискриминацию по возрасту.
Большая часть эйджизма, испытываемого в повседневной жизни, является непреднамеренной – также называемой неявной предвзятостью.
Предотвращение дискриминации на рабочем месте – это длительный и непрерывный процесс. Первый из них предполагает создание антидискриминационной политики, которая будет применяться ко всем сотрудникам и рабочим, подрядчикам, посетителям, клиентам и заинтересованным сторонам.
Следует формировать благоприятную атмосферу внутри коллектива:
- Пресекать такое обращение к пожилым сотрудникам как «бабушка», «дедушка» или «наседка», и требовать, чтобы о них сообщали и быстро исправляли.
- Иметь измеримые и нейтральные для бизнеса критерии эффективности, чтобы сотрудники могли быть должным образом оценены по одним и тем же стандартам.
- Обеспечить обучение всех сотрудников новым технологиям и процедурам.
- Признавать различные стили общения и методологии и создать уникальную офисную среду, которая приветствует все стили общения, так как у молодых и пожилых может различаться культура общения и восприятие мира.
Следить за политикой и процедурами продвижения по службе и найма:
- Понимать, что пожилые работники могут быть менее прямолинейны в своем желании получить повышение, потому что они могут соблюдать ценности офисной среды, в которой они выросли.
- Иметь четкие критерии того, что требуется от кандидатов, и оценивать всех на этой основе.
- Искоренить стереотип, что молодой сотрудник более предан делу, потому что он остается на работе допоздна или кажется более «энергичным» в компании.
Открывая новую вакансию, рекомендуется:
- Избегать таких терминов, как «энергичный» и «молодой коллектив» в объявлениях о работе.
- Сотрудничать с группами, которые ориентированы на набор зрелой рабочей силы.
- Размещать должности внутри компании, чтобы использовать существующую рабочую силу.
Рекомендуется разрабатывать систему наставничества: создать программы кросс-наставничества на рабочем месте, где сотрудники объединяются, чтобы поделиться своими сильными сторонами. Примером может служить долгосрочный сотрудник, сотрудничающий с молодым сотрудником, чтобы перекрестно наставлять друг друга, позволяя людям общаться на рабочем месте и строить отношения.
Компании должны формировать корпоративную культуру, совершенствовать деловую этику в сторону разнообразия и инклюзивности путем поощрения коммуникации и обмена идеями на всех уровнях. Обучение бессознательной предвзятости, должно регулярно предлагаться сотрудникам и быть частью культуры компании. Признавая преимущества зрелой рабочей силы, ее знаний, преданности делу и сильной трудовой этики, компании могут добиться успеха и снизить затраты.