Сейчас большинство молодых людей, хотят иметь машину. Пусть недорогой и подержанный или взятый в кредит, но собственный автомобиль.
А вот в недалеком советском прошлом, молодые люди зачастую предпочитали мотоцикл или на крайний случай мопед.
- В наше время мототехника и близко не имеет того распространения, как в СССР.
Конечно этому есть объяснение: мотоцикл можно было свободно купить в районном или областном центре, а вот за авто как известно нужно было постоять несколько лет в очереди.
Ну и конечно цена имела значение. Сравните цены в середине семидесятых: 270 рублей за мотороллер "Вятка-электрон", около 650 рублей за мотоцикл "Иж Планета", а вот "Запорожец ЗАЗ-968"стоил аж три с половиной тысячи. Я уж не говорю про "Жигули" или "Москвич".
Но не все хотели кататься на отечественных байках, а предпочитали зарубежные мотоциклы. Очень круто по тем временам, было стать владельцем чехословацкой "Явы". Мотоциклов этой марки, к нам в страну заводили очень много и несмотря на большую цену, спрос всегда превышал предложение.
- В 70-е годы городские покупатели, стояли в очереди за этим мотоциклом по месяцу, а то и по два. Приходили каждое утро в магазин и отмечались.
Я не буду перечислять все популярные в союзе марки мотоцикла "Ява", вы их и так знаете. Речь пойдет о мотоцикле который не получил распространение в СССР, так получилось что его выпустили только для внутреннего чехословацкого рынка.
Это Ява 350/633 "Бизон", который появился в 1969 году и сразу привлек к себе внимание из-за нестандартного вида.
- Он имел двухцилиндровый двигатель объемом 343 кубика, который обеспечивал ему 21 л.с.
- Весил "Бизон" 148 килограмм, а его предельная скорость составляла 128 км/ч.
- Расход топлива был 4 литра на 100 километров пути, коробка передач механическая и четырёхскоростная.
Помимо довольно спорного дизайна(что дело вкуса), мотоцикл имел и технические недостатки.
Например, недостатки хребтовой рамы при использовании железной штамповки, что приводило к расхлябанному поведению на дороге и нагруженности картера двигателя. Ход вилки был небольшой, а бензобак был травмоопасен при аварии.
По итогу данный эксперимент завода, с выпуском этого мотоцикла, был признан неудачным и производство было закрыто.
Все 4591 мотоцикла ЯВА-350/633 и его модификации ЯВА-250/623 произведенные за 2 года, были распроданы в ЧССР. В СССР их не экспортировали, ввиду недостатков по конструкции и внешнему виду.
Сейчас этот мотоцикл ввиду своей редкости - настоящий раритет.