С чувством одиночества в терапии я встречаюсь вместе с чувством ненужности, нелюбви, невидимости. Когда внутренняя жизнь ребенка оказывается в изоляции из-за того, что на него смотрят как на объект. Когда ребенок в семье является чем-то типа внешне красивой вазы, и его функция - демонстрировать собой благополучие и успешность родителей. Все, что не подходит, резко отрицается, маркируется как плохое и недопустимое, и подвижная психика ребенка очень быстро учится прятать и подавлять здоровые, но неудобные части своей личности.
Многие взрослые люди с такой структурой демонстрируют внешнюю успешность, так как они умеют делать то, что нужно. Но внутри они - подавленные, не принятые, плохие, не имеющие права показаться на солнечной свет.
До поры до времени этот внутренний подвал не замечается, но с возрастом он начинает проявлять себя - как раз через чувство одиночества, бессмысленности, картонности коммуникаций.
Если в этот момент человек не обратится к психологу или не сможет самостоятельно помочь себе, то дальше происходит следующее. Часть накопленного материала попадает в поле осознания. Человек интенсивно чувствует себя одиноким, ненужным и не принятым, и, пытаясь как-то компенсировать эти чувства, ищет признания в глазах других людей.
Эта компенсация принимает разные формы, может выглядеть как забота и помощь о других (хотя на самом деле помощь нужна самому помогателю), но, в любом случае, это не работает, травма не может быть исцелена таким образом.
Почему? Потому что человек не любит себя. Он ненавидит в себе этого зависимого и слабого, вечно страдающего подвального ребенка, носителя тонны токсичных подавленных чувств. И ненавидя его, человек присоединяется к тем, кто когда-то нанес эту травму, каждый раз воспроизводя ее заново.
Исцеление приходит только тогда, когда здоровая и взрослая, способная к заботе и эмпатии часть личности, находит в себе силы и понимание, разворачивается лицом к внутреннему раненому ребенку, присаживается рядом с ним на корточки, вытирает слезы, обнимает, гладит, слушает его жалобы, поддерживая, укрепляя, и произнося волшебные заклинания:
«Ты мой самый любимый и ценный человек. Я всегда буду рядом, чтобы защитить тебя. Я тебя люблю!»
Это поистине магическое послание восстанавливает нарушенный баланс справедливости и дает то, чего с самого начала не хватало. И это будет происходить много раз, пока такое самовосстановление не станет привычкой и новым ядром. Тем ядром, которое я называю самоценностью.
Об уединении я напишу в следующий раз. А сегодня, перед сном, я хочу, чтобы ты искренне произнес в глубину себя, просто на всякий случай:
«Ты мой самый любимый и ценный человек. Я всегда буду рядом, чтобы защитить тебя. Я тебя люблю!»