26 июля 2022 года во время коротенького (всего на три дня) отпуска, который мы с мужем провели в Чебаксе, одном из микрорайонов Казани, мне выпал жребий выступать перед самой взыскательной публикой – математиками. Почему самой взыскательной? Да потому что именно математикам свойственно особое, рафинированное чувство красоты. Недаром ведь говорят, что красота поверяется геометрией. Думаю, что и алгеброй она поверяется в неменьшей степени.
Вы спросите, как это произошло? Объясняю. Мой муж Юрий Хохлов в 1976 году окончил механико-математический факультет Казанского государственного университета. Сейчас это Казанский (Приволжский) федеральный университет. Ближайшим другом Юрия был и остаётся его одногруппник Александр Елизаров, который живёт с семьёй в Казани.
Мы регулярно приезжаем друг к другу в гости, и на этот раз гостями были мы с Юрой. Саша и его жена Римма пригласили в связи с нашим приездом ещё нескольких своих друзей.
Таким образом, моими зрителями в этот вечер были:
- Александр Михайлович Елизаров, хозяин дома; доктор физико-математических наук, профессор, заслуженный работник науки Республики Татарстан; профессор кафедры программной инженерии Института информационных технологий и интеллектуальных систем Казанского (Приволжского) федерального университета; директор Казанского филиала Межведомственного суперкомпьютерного центра Российской академии наук; главный редактор двух научных журналов: Lobachevskii Journal of Mathematics и «Электронные библиотеки».
- Римма Узбековна Елизарова, хозяйка дома; кандидат педагогических наук, заслуженный работник культуры Республики Татарстан; в недавнем прошлом заместитель директора Национальной библиотеки Республики Татарстан.
- Максим Георгиевич Храмченков, доктор физико-математических наук, профессор; заведующий кафедрой математических методов в геологии Казанского (Приволжского) государственного университета.
- Резида Хавиловна Храмченкова, кандидат физико-математических наук; заведующая реставрационно-аналитическим отделом Института археологии им. А.Х. Халикова Академии наук Республики Татарстан; старший научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории археотехнологий и археологического материаловедения Казанского (Приволжского) федерального университета; одна из создателей музея археологии дерева «Татарская слободка» в Свияжске.
- Евгений Константинович Липачёв, кандидат физико-математических наук, доцент; доцент Института информационных технологий и интеллектуальных систем Казанского (Приволжского) федерального университета.
- Юрий Евгеньевич Хохлов, кандидат физико-математических наук, доцент, академик Российской инженерной академии; один из создателей и председатель Совета директоров Института развития информационного общества; научный руководитель базовой кафедры цифровой экономики ИРИО Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова.
Поскольку запрос на мини-концерт поступил мне от хозяев заранее, я долго и тщательно выбирала концепцию, репертуар и костюмы. Я подумала, что математиков можно удивить чем-то для них совершенно нестандартным, и при этом интересным с научной точки зрения. В итоге выбрала тему необычных языков, и концерт прошёл под лозунгом «Мульти-культи».
Первым из таких языков был тот, на котором обычные люди теперь уже не говорят. Как вы думаете, что это за язык? Правильно, латынь, язык древних римлян, употреблявшийся в Римской империи. А в наши дни латинский язык используется только церковниками и является официальным языком Святого Престола, Мальтийского ордена и города-государства Ватикан. Но я не утомляла своих зрителей католическими гимнами, а перенесла их в языческий Древний Рим, чтобы они увидели жизнеутверждающий танец во славу бога вина и виноделия Бахуса (здесь можно увидеть фрагмент этого танца). Эта миниатюра – плод огромной работы большого коллектива учёных и музыкантов, много лет восстанавливавших античную музыку, а также моих хореографов и меня самой (подробно я описала эту работу в своей статье «Глаза боятся, а руки делают»).
Потом мы отправились в Средневековье, в те времена, когда католики жестоко изгнали евреев из Испании. В связи с этим начала образовываться некая разновидность испанского языка: сефа́рдский язык, или лади́но. Он фактически является продолжением раннееврейско-кастильского диалекта и существует до сих пор. На нём говорят в Израиле, в отдельных районах Турции, Греции, Югославии, Румынии, Болгарии и Марокко, а также в самой Испании. Но, пребывая в условиях иноязычного окружения и нигде не имея официального статуса, он до сих пор сохраняет черты испанского языка конца XV века. Функционирует он как бытовой язык, проявляющий признаки вымирания. На этом языке израильская певица Ясмин Леви (Yasmin Levy) исполняет песню “Adio kerida”. Это очень грустная история о несчастливой любви, которую превратили в танец хореографы Наталия Прибытко и Елена Морена, а я его подарила своей благосклонной публике (см. фрагмент).
Потом очередь дошла до языка, которого вообще не существует. Это чистый плод фантазии тех, кто любит цыганские песни, но цыганского языка не знает. Так, по принципу «слышал звон, да не знаю, где он», родилась известная многим песня «Парамела». Любой её вариант уникален, так как каждый исполнитель изощряется в псевдоцыганском языке как может. Мои зрители услышали эту песню в исполнении Наташи Остеркорн, певицы и музыканта со странной биографией. Она родилась в городе Энгельс Саратовской области, окончила музыкальную школу в Ростове по классу пианино, училась в Москве, а в 1990 году эмигрировала в США. Теперь живёт Германии и выступает с концертами. В 1999 году она записала альбом “Day and Night” с песнями и романсами, которые часто исполняют «русска рома́», то есть русские цыгане. Я взяла эту песню в свой репертуар потому, что она реально здорово и лихо звучит. Здесь можно увидеть фрагмент этого танца.
Судя по реакции зрителей, танцы мои понравились, особенно “Adio kerida”, название которой я всегда прошу объявлять как «Прощай, любовь моя». Такие эмоционально насыщенные, чувственные танцы, особенно исполняемые с предметами (здесь был веер), всегда нравятся публике, и этот раз не был исключением.
После концерта гостеприимные хозяева пригласили нас за стол.
И мы подняли бокалы за встречу и за наши творческие достижения, включая танцевальные успехи моего сценического двойника Qvarta Roma.
Угодила ли я своей взыскательной публике? Однозначно да. По крайней мере, все мои зрители сказали именно так. Что для этого понадобилось? – Думаю, что несколько вещей: интересная идея, совершенно разные по характеру номера, приличное исполнение и прекрасные костюмы. Да здравствуют математики!
Ну и под занавес немножко о себе:
- Татьяна Викторовна Ершова, выпускница московского инъяза имени Мориса Тореза, свободно владею немецким и английским языками, знаю основы итальянского и латыни; сделала полную карьеру в Российской государственной библиотеке («Ленинке»), в 1996 году была её директором; 23 года руководила Институтом развития информационного общества; создала и возглавляла до октября 2020 года Национальный центр цифровой экономики и Центр компетенций НТИ по большим данным МГУ; сейчас главный редактор научно-аналитического журнала «Информационное общество»; кандидат экономических наук; танцы – моё хобби с 2008 года.
#математики #взыскательная публика #домашние концерты #qvarta roma #кварта рома #парамела #бахус #yasmin levy #казанский университет