Найти тему

Сальвадор Дали и его горящие жирафы

"Горящий жираф" - одна из самых известных картин Сальвадора Дали, но мотив появился не только в этой работе. Сегодня мы покажем вам всех горящих жирафов на картинах Сальвадора Дали!

"Горящий жираф" был создан в 1937 году, когда художник все еще находился в Европе, перед его 8-летним изгнанием в Соединенные Штаты. В 1937 году Гражданская война в Испании (кровавый предшественник Второй мировой войны) продолжалась. Это было событие, которое подтолкнуло Дали к переезду.

В этом конфликте, который происходил с 1936 по 1939 год, сражались две стороны республиканцы и националисты. Вы помните "Гернику" Пабло Пикассо? Взрыв бомбы, изображенный там, произошел во время этой войны.

Сальвадор Дали, "Горящий жираф", 1937, Художественный музей Базеля, Базель, Швейцария.
Сальвадор Дали, "Горящий жираф", 1937, Художественный музей Базеля, Базель, Швейцария.

На заднем плане можно увидеть жирафа с горящей спиной. По сравнению с остальными элементами картины, жираф довольно маленький. Дали впервые использовал образ горящего жирафа в своем фильме 1930 года "Золотой век". Образ снова появляется в 1937 году в картине "Изобретения монстров".

Сальвадор Дали, "Изобретения монстров", 1937, Чикагский институт искусств, Чикаго, Иллинойс, США.
Сальвадор Дали, "Изобретения монстров", 1937, Чикагский институт искусств, Чикаго, Иллинойс, США.

Дали описал жирафа как “мужественного космического апокалиптического монстра”. Позже он считал это предчувствием Второй мировой войны. Дали вернется к этому мотиву гораздо позже, в работе 1975 года, выполненной пастелью и акварелью, "Горящие жирафы в коричневом цвете", также известной как "Авиньонский жираф".

Сальвадор Дали, "Горящие жирафы в коричневом цвете", также известный как "Авиньонский жираф", 1975, частная коллекция.
Сальвадор Дали, "Горящие жирафы в коричневом цвете", также известный как "Авиньонский жираф", 1975, частная коллекция.

Тем не менее, мы должны начать разговор об этой картине с истории отношений Дали с Фрейдом. Дали считал психоаналитический метод огромным шагом вперед для цивилизации:

Единственная разница между бессмертной Грецией и нашей эпохой - это Зигмунд Фрейд, который обнаружил, что человеческое тело, которое во времена Греции было просто неоплатоническим, теперь заполнено потайными ящиками, которые можно открыть только с помощью психоанализа.

Открытые ящики на синей женской фигуре были, по словам Дали, “женщиной с копчиком”, и они относятся к внутреннему, подсознательному в человеке. По собственным словам Дали, его картины образуют “своего рода аллегорию, которая служит иллюстрацией определенного понимания, чтобы следовать многочисленным нарциссическим запахам, которые исходят от каждого из наших ящиков”. Обе женские фигуры имеют неопределенные фаллические формы (возможно, расплавленные часы, как повторяющийся образ из предыдущих работ Дали), выступающие из их спин, которые поддерживаются предметами, похожими на костыли. Кисти, предплечья и лицо ближайшей фигуры обнажены до мышц. Меньшая фигура держит в руке что-то похожее на кусок плоти. Сырое мясо рассматривается как призыв к возвращению к первобытной природе, повторному открытию внутреннего существа.

Люди, которые служат комодами, а также костылями, часто встречаются во многих его работах, таких как "Сон" (1937) и "Призрак Вермеера из Делфта, который можно использовать как стол" (1934). На этой картине костыли явно мужские по своей природе, представляя патриархальную систему, без которой, по мнению многих, женщины были бы беспомощны. Они фаллические по сути, мужское доминирование над телами женщин.

Сальвадор Дали, "Призрак Вермеера из Делфта, который можно использовать как стол", 1934, частная коллекция.
Сальвадор Дали, "Призрак Вермеера из Делфта, который можно использовать как стол", 1934, частная коллекция.

"Горящий жираф" - это как предупреждение миру о возможности войны. Единственная надежда состоит в том, что человечество можно спасти с помощью психоанализа – открыв комод, присутствующий в сознании, чтобы понять секреты человеческого тела, которое представляет собой сочетание женских и мужских удовольствий. Надежда напрямую связана с количеством костылей, найденных на двух женских фигурах. У главной фигуры много ящиков и меньше костылей, чтобы поддерживать ее; в то же время у другой фигуры много костылей без ящиков, что делает ее безнадежной.