Найти тему
В деталях. О кино

Момент в "Девчатах", где Тося съедает припасы соседок. Рассуждаю, можно ли понять ее поступок

Мой самый нелюбимый момент в "Девчатах" - где Тося впервые попадает в комнату общежития и начинает осматривать тумбочки соседок, доставать их них еду и устраивать себе перекус. Меня всегда возмущала такая бесцеремонность девушки.

Ладно, если бы она взяла по кусочку, оправдывая это тем, что очень проголодалась с дороги, а своих запасов у нее пока еще нет, где находится магазин не знает. Но в фильме Тося достает все, что может найти. Раскладывает на столе. Делает себе огромный бутерброд. А потом еще и возмущается реакции пришедших девчонок.

Тося обвиняет соседок в том, что нельзя быть такими единоличниками. Но она же сама повела себя именно такой единоличницей. Тося вовсе не приготовила что-то вкусненькое для всех - она накрыла стол для себя единственной. Девчата могли прийти позже и не найти вообще никаких следов еды.

В интернете нашла любопытные дебаты на эту тему. На форуме сайта "Кино-Театр" высказали мысль, что не понять поступок Тоси могут лишь те, кто не знает тяжестей жизни в детском доме. И что важно учитывать - история происходит в послевоенные годы. Лично меня эти аргументы совершенно не переубедили.

Да, в "Девчатах" показано послевоенное время. Но, как мне кажется, в эти годы, наоборот, люди прекрасно знали цену еды, что она не так просто достается. А Тося делает себе бутерброд, которым можно накормить пятерых. И открывает кучу банок, хотя могла бы спокойно ограничится одной.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Детдомовское прошлое тоже для меня не оправдывает поступок Кислицыной. По-моему, наоборот, она должна как никто другой понимать, что в чужую тумбочку нос совать без разрешения нельзя. Другое дело , если бы она дождалась соседок, со всеми перезнакомилась, предложила всем вместе устроить чаепитие - вот это уже был бы логично и уважительно к коллективу. Как раз в детдоме не принято забирать у других последнее и присваивать себе - за это могут и проучить.

Кстати, в книге этот момент описан еще интереснее. Там Тося начинает сердиться на вошедших в комнату девочек за то, что те ее начали расспрашивать "Кто такая, откуда ты?" и тем самым отвлекали от еды. Тося неохотно отвела целехонький бутерброд от губ и сердито махнула им в сторону своей койки. Сама же подумала: "Вот пристали, поесть не дадут!".

Возможно, кто-то оправдывает поступок Тоси ее неопытностью. Но она далеко не ребенок. Да, она моложе своих соседок. Но девушка уже повидала жизнь, хлебнула горести войны и одиночества (осталась рано сиротой), много работала. К тому же отличается хозяйственностью. По книге она одно время работала домработницей у супружеской пары из города и те ее очень хвалили. Сомневаюсь, что хозяева хорошо бы думали о своей домработнице, если бы та бесцеремонно копалась в их вещах, брала бы без спроса одежду, косметику, еду. Ее бы сразу уволили, а по книге Тося сама ушла, так как считала эту работу унизительной.

Вот и получается, что момент с застольем Тоси в комнате общаги не только мой нелюбимый момент комедии, но еще и самый непонятный. О чем же думала девушка в этот момент? Ощущение, что она изначально к соседкам была настроена негативно. И своим поступком она словно пыталась заявить, что теперь она тут важная, будет сама решать и ни с к кем считаться не собирается. Это как в пословице: "Лучшая защита - это нападение". Только увидев, что соседки у нее нормальные и даже особо не стали нападать за поступок с едой (кроме Анфисы), только тогда Тося поуспокоилась. Эта версия мне тоже не нравится, но другой придумать не могу.

А вы как считаете, на что Кислицына рассчитывала, забирая еду у соседок, которых к этому моменту даже еще не знала?