Найти тему
Женя Миллер

Совестский туризм или какой была дорога к морю для наших бабушек и дедушек

Сегодня люди путешествуют по лесам, озерам и морю. Вы даже можете путешествовать по Европе на своем собственном автомобиле. В то же время любителям автомобилей не нужен полный набор инструментов. Достаточно домкрата, антифриза, омывайки и компрессора для накачки шин. Но не у всех есть даже этот скромный список. А вот утюг, справочники, палатка, багажник полный вещей на любой случай жизни - это пожалуй похоже больше на автомобильные поездки в 1960-х годах.

Пример отдыха в 60-х. Источник Яндекс Картинки
Пример отдыха в 60-х. Источник Яндекс Картинки

В 50-х и 60-х годах, когда возник автомобильный туризм, в крупных городах было всего две или три автозаправочные станции. Навигаторов не было, и эту роль взяли на себя "путеводители" по популярным маршрутам. Конечно, вы не можете рассчитывать на то, что встретите кого-то понимающего в автосервисе, поэтому каждый водитель должен был уметь сделать ремонт сам.

Отдых в Крыму в 60-х. Источник Яндекс Картинки.
Отдых в Крыму в 60-х. Источник Яндекс Картинки.

Никаких спонтанных путешествий. Чтобы добраться до места отдыха, вам нужно спланировать на несколько месяцев вперед и хорошо подготовить свою машину, чтобы вы не застряли на дороге.

В дорогу брали помимо запаски, много деталей для ремонта, ведь никогда не знаешь что может сломаться. Почти весь багажник был забит ими. Я уж и не говорю о палатке, спальных мешках, котелке, топоре, спичках, фонариках, ведь здесь можно продолжать и продолжать.

60-е года. Источник Яндекс Картинки
60-е года. Источник Яндекс Картинки

Представьте, что вы загружаете все это в свою машину и отправляетесь в отпуск на Кавказ или на Балтику. В этом случае средний дневной пробег составляет 500 км, поэтому поездка займет несколько дней. При этом следует учитывать, что тогдашние транспортные средства были медленными и тяжело загруженными и двигались со средней скоростью 60 км/ч.

Справочник автотуриста. Источник Яндекс Картинки
Справочник автотуриста. Источник Яндекс Картинки

Кстати, в этот список также необходимо добавить оригинальный инструмент, поставляемый заводом. И давайте не будем забывать, что, помимо бесчисленных утюгов, вам также нужно взять с собой свой личный багаж.

Туристическая схема 60-х годов. Источник Яндекс Картинки
Туристическая схема 60-х годов. Источник Яндекс Картинки

Вы можете отправиться в пансионат или санаторий, но обычно вы едете на машине, и поэтому вам нужно много палаток и походного снаряжения. В то время палатки были не компактными карманами, а громоздкими конструкциями, занимавшими половину багажника.

Отдых в палатках 60-е.Источник Яндекс Картинки
Отдых в палатках 60-е.Источник Яндекс Картинки

Спальные мешки, пружинные кровати, складные стулья, примус, маленькие плиты, резервуары для воды - слава богу, это были не 1960-е годы? А более продвинутые водители резали фанеру для ручек и вешали противомоскитные сетки на окна.

Схема как сделать столик на руль. Источник Яндекс Картинки
Схема как сделать столик на руль. Источник Яндекс Картинки

Кажется, что все эти вещи можно перевозить в микроавтобусе, но наши бабушки и дедушки умели перевозить все эти вещи в своих москвичах.

Прицеп в 60-х. Источник Яндекс Картинки
Прицеп в 60-х. Источник Яндекс Картинки

Некоторым автомобилям посчастливилось иметь с собой прицеп. Но были и люди, которые ездили к морю на мотоциклах и мотороллерах. Конечно, вещей они брали гораздо меньше, но никто не жаловался.

Мотоцикл 60-е года. Источник Яндекс Картинки
Мотоцикл 60-е года. Источник Яндекс Картинки

Настоящее рождение советского автомобильного туризма произошло с выходом в производство второго поколения "москвичей" и первого поколения "Волги". На большинстве фотографий этого периода изображены эти автомобили.

Поворот в Крым и на Кавказ 1960 года. Источник Яндекс Картинки
Поворот в Крым и на Кавказ 1960 года. Источник Яндекс Картинки

Новые автомобили были надежными и не нуждались в таком частом обслуживании. Кроме того, теперь можно было доехать из Москвы до моря без необходимости менять масло. Это было просто счастье для многих водителей.

Комфорт также был улучшен: например, сиденья "Москвича" можно было разложить, чтобы создать настоящую спальную зону.

Сиденье в разложенном виде у Москвича. Источник Яндекс Картинки
Сиденье в разложенном виде у Москвича. Источник Яндекс Картинки

В Советском Союзе не было прицепов-трейлеров на колесиках, как в Соединенных Штатах, но производились аналогичные: прицеп, произведенный в 1958 году, назывался "Кемпер".

Прицеп произведённый в 1958 году. Источник Яндекс Картинки
Прицеп произведённый в 1958 году. Источник Яндекс Картинки

Эта модель не только не пользовалась популярностью, но и не была дешевой. Водители пытались исправить ситуацию самостоятельно. Например, вот трейлер "Телемок", рекомендованный к производству журналом "Моделист Конструктор" в 1972 году.

Трейлер Теремок. Источник Яндекс Картинки
Трейлер Теремок. Источник Яндекс Картинки

Чаще всего люди тех времён ездили не на море, а в леса и реки.

Кстати, сам справочник автомобилиста советует ехать на большие расстояния не в одиночку, а в составе трех-четырех транспортных средств. Во-первых, взаимопомощь и, во-вторых, набор инструментов может использоваться несколькими транспортными средствами. Да, рекомендуется ездить в утренние часы, так как днем жарко, и двигатель может перегреться.

Вот так отдыхали на речке в СССР 60-е года Источник Яндекс Картинки
Вот так отдыхали на речке в СССР 60-е года Источник Яндекс Картинки

Москвич" 408, 412," Запорожец "966, ВАЗ" Копейка ", так и не были оборудованы необходимой инфраструктурой. Но это кого-то остановило?