Вот такой карикатурный диптих я обнаружил в номере "Крокодила" за 4 марта 1923 года. Предваряет его следующая фраза:
Глава православной церкви в Польше, митрополит Георгий, был убит тремя револьверными выстрелами Холмским архимандритом Латнченко. (из газет)
И две картинки с подписями:
Архимандрит: - Во имя отца (выстрел)... сына (выстрел)... и святого духа (выстрел)...
... Аминь!...
Ничего себе! - удивился я пошел копать эту историю.
История и впрямь прелюбопытная, но я очень коротко, без подробностей.
Как вы помните, после революции Польша образовала самостоятельное государство. Встал вопрос - что делать с православными епархиями на территории Польши, которые раньше были частью большой империи и подотчетны РПЦ, а ныне оказались в независимой стране?
Указом патриарха Московского Тихона от 28 сентября (11 октября) 1921 года руководство этими епархиями было поручено эмигрировавшему с белогвардейцами и осевшему в Италии митрополиту Георгию, в миру Григорию Григорьевичу Ярошевскому.
Это был совершенно системный человек. Малоросс, родившийся под Винницей в семье священника ивсю жизнь отдавший Русской православной церкви:бывший ректор Тульской духовной семинарии, затем ректор Санкт-Петербургской духовной академии, потом епископ Калужский и Боровский, последняя должность перед революцией - епископ Минский и Туровский.
Проблема была в том, что польским властям никакая «москальская церковь» на их земле была не нужна. Максимум, что они согласны были терпеть - свою собственную Польскую православную церковь.
И вот этот совершенно русский человек, митрополит Георгий, оказавшись во главе польских епархий, вдруг начинает в голос подпевать польским властям и берет резкий курс на отделение от Русской православной церкви.
Эта его деятельность воспринимается, мягко говоря, неоднозначно. Особенно сильно был возмущен архимандрит Смарагд (в миру - Павел Антонович Латышенко, в «Крокодиле» опечатка), ректор Холмской духовной семинарии.
Смарагд был известен своими русофильскими взглядами, он еще совсем юношей, едва став священником, приехал на Западную Украину, на Холмщину, "имея желание послужить утверждению православия в этом крае".
Сами понимаете, такой подчиненный был митрополиту Георгию без надобности, и он запрещает архимандрита Смарагда в священнослужении. Меж тем Патриарх Тихон назначил Смарагда епископом Слуцким и попросил Виленского архиепископа Елевферия (Богоявленского) с собором других епископов совершить хиротонию.
Но раскольники уже в открытую не подчинялись РПЦ, поэтому никаких телодвижений не последовало.
Вот как описывает дальнейшее в книге "Путь моей жизни" митрополит Евлогий:
«…Архимандрит Смарагд являлся несколько раз к митрополиту Георгию с бурными объяснениями в неканоничности и изменах, и наконец, потерял душевное равновесие окончательно. Он приобрёл револьвер и, как уже потом выяснилось, тайно учился в лесу стрелять из него.
Явившись в 5 часов 8 февраля 1923 года на приём к митрополиту, он в течение более двух часов вёл с ним беседу, но, когда митрополит Георгий выразил сомнение в загробной жизни и уговаривал архимандрита „перейти в его лагерь“, то архимандрит Смарагд выхватил револьвер и несколькими выстрелами убил митрополита со словами: „Вот тебе, палач Православия!“».
Церковные власти тут же лишили архимандрита Смарагда духовного и монашеского звания. Поэтому судили его уже как светское лицо, как Павла Антоновича Латышенкова. За убийство "высокого государственного чиновника" ему грозил расстрел, но спас адвокат.
Дали 12 лет, сидел в Варшавской Мокотовской тюрьме. Срок отсидел полностью, отказавшись от досрочного (из-за болезни) освобождения. Вышел в 1935 году, уехал в Чехословакию, там его следы теряются.
Дальнейшая судьба неизвестна.
На место Георгия был избран митрополит Дионисий, в миру - Константин Николаевич Валединский.
Еще один абсолютно русский человек, уроженец города Мурома, который предпочел стезю раскольника.
Тем временем поляки договорились с Константинопольским патриархом.
Патриарх Константинопольский Григорий VII без согласования с Московским патриархатом, ссылаясь на неканоничность передачи в 1686 году части Киевской митрополии под юрисдикцию Московскому патриархату, прислал в Польшу свой томос (да, да, это традиция) и утвердил избрание, признав за митрополитом Дионисием титул Митрополита Варшавского и Волынского и всей Православной Церкви в Польше.
Польская церковь стала автокефальной. Ее независимость признали все поместные церкви, кроме Московского патриархата, который разорвал общение с митрополитом Дионисием и епископатом Польши.
На этом я, наверное, и закончу - эта история очень длинная и остросюжетная. Двадцатый век вообще был непростым, а уж на территории Польши - тем более.
Скажу только, что все закончилось письмом митрополита Дионисия патриарху Алексию в 1948 году.
В этом письме он каялся во всех канонических преступлениях, совершенных им против Русской православной церкви, просил не лишать его «литургического и канонического общения с Великой Матерью-Церковью Российской».
Победителей все уважают, поэтому письмо Дионисия было составлено в весьма подобострастных выражениях: "Тяготы прещения, постигшие меня от Вашего Святейшества купно со Священным Синодом, не в состоянии вынести душа моя, и по долгу совести я умоляю Вас принять мое, хотя и запоздалое, но искреннее покаяние во всех содеянных мною по отношению к Матери-Церкви прегрешениях".
Я не знаю, был ли жив в 1948 году бывший Смарагд - и никто не знает. По возрасту вполне мог, ему было бы 63 года. Хотя, после такой войны...
Не знаю, в общем.
Но мне кажется, если он был жив - ему было приятно.
_______________
Это проект "История в карикатурах".
Каждый день я буду показывать вам карикатуру и рассказывать про нее. Присоединяйтесь и подписывайтесь на канал!