Найти в Дзене
Музей истории религии

Тайна Фестского диска

"Тот, кто выберет этот памятник в качестве объекта своего исследования должен трезво установить границы своих возможностей, если он желает, чтобы кто-нибудь, кроме него самого верил в правильность его положений". (Г.Нойман)

В экспозиции Музея истории религии, в одном из уголков зала, посвященного религиям Древних цивилизаций есть небольшая витрина, в которой расположены всего два экспоната. Это статуэтка богини, держащей в руках змей и небольшой глиняный диск, обе стороны которого по спирали обегает надпись, выполненная загадочными рисунками-иероглифами. Предметы эти являются копиями находок, обнаруженных учеными-археологами в начале XX века во время раскопок Кносского и Фестского дворцов минойской культуры, существовавшей на острове Крит с начала III тысячелетия по XII в. до н.э. Дворцы были построены в начале II тысячелетия и разрушены, скорее всего вследствие землетрясения около 1700 г. до н.э. Примерно этим же временем (1800 - 1600 гг. до н.э.) датируется знаменитый Фестский диск, немного увеличенную копию которого можно увидеть в экспозиции нашего музея.

Раздел постоянной экспозиции "Религии Древнего мира". Государственный музей истории религии
Раздел постоянной экспозиции "Религии Древнего мира". Государственный музей истории религии

С момента находки этого удивительного артефакта прошло уже более 100 лет, но он по-прежнему продолжает вызывать живой интерес историков, археологов, филологов и просто любителей древностей, многие из которых пытаются расшифровать надпись оттиснутую с помощью специальных штампов, вдавленных в мягкую глину до обжига, что позволило считать диск первым в истории человечества созданным и сохранившимся печатным текстом, древнейшим предшественником типографического печатания (за три тысячелетия до изобретения книгопечатного станка Гутенбергом).

Что только не пытались прочесть на Фестском диске: и гимн в честь Верховного Божества, и путеводитель по святым местам Крита, и краткую историческую хронику, и настольную игру, и геометрическую теорему и навигационный прибор… Одни исследователи сравнивали знаки на диске со знаками иных известных систем письма, другие пытались угадать смысл знаков исходя из их внешнего облика, третьи пытались расшифровать код, подсчитывая частоту тех или иных знаков… но все попытки были напрасны – таинственный диск до сих пор надежно хранит свою тайну.

Какова же история его находки?

Фестский диск. Сторона 1. Археологический музей в Ираклионе, Греция
Фестский диск. Сторона 1. Археологический музей в Ираклионе, Греция

Осенью 1908 г. в октябрьском выпуске «Докладов Королевской академии деи Линчеи» (Италия) была напечатана сенсационная публикация, немедленно вызвавшая огромный интерес в среде образованного европейского общества. Её автор, археолог Луиджи Пернье сообщал об удивительном предмете, найденном в одном из помещений Фестского дворца, где тогда производила раскопки итальянская археологическая экспедиция под руководством Федерико Хальбхерра.

Это небольшой, около 16 см в диаметре, глиняный диск, изготовленный вручную, без помощи гончарного круга. Изображения расположены вдоль прорезанных в глине спиральных линий. Группы знаков отделены друг от друга поперечными линиями. Каждая группа включает от 2 до 7 изображений. Многие из них (всего их 45) неоднократно повторяются в тексте, а некоторые встречаются лишь один раз.

Диск был обнаружен в северо-восточной части дворцовой территории в отдельном комплексе помещений периода Старого дворца, датируемых 1700 - 1600 гг. до н.э. Крайнее с запада помещение (оно получило № 101), носило по предположению некоторых исследователей сакральный характер, что явствовало из наличия ряда тонких кирпичных перегородок, образующих ячейки, где, по-видимому, хранились культовые предметы. Именно здесь, в одной из ячеек, под слоем штукатурки, среди пепла, земли и обгоревших бычьих костей был обнаружен таинственный диск. Неподалеку от него находилась разломанная табличка с фрагментом линейного письма А. В соседнем помещении (№ 102), о назначении которого имеется несколько гипотез, был найден глиняный сосуд-ритон в виде бычьей головы.

Уникальный памятник пиктографической письменности сразу привлек к себе пристальное внимание исследователей. Начиная с 1909 года обстоятельные работы, посвященные вопросам изучения диска регулярно публикуются в научной литературе. Среди авторов: немецкий историк Э. Мейер, итальянский археолог А. Делла-Сета, знаменитый исследователь минойской цивилизации А. Эванс, посвятивший Фестскому диску один из трех разделов в первом томе своего фундаментального труда «Scripta Minoa». Эванс в своем труде опубликовал тщательную прорисовку диска, использовавшуюся в дальнейшем в большинстве трудов, посвященных этому памятнику.

Фестский диск. Сторона 2. Археологический музей в Ираклионе, Греция
Фестский диск. Сторона 2. Археологический музей в Ираклионе, Греция

Первым серьезным российским исследователем диска стал филолог и историк Альберт Густавович Бекштрем, опубликовавший в 1911 г. в Журнале Министерства народного просвещения статью «Загадочный диск».

В 1929 г. немецкий ученый Г. Ипсен в соавторстве с В. Порцигом опубликовал научное исследование «Фестский диск (опыт дешифровки)» поныне не утратившее своей актуальности. Серьезный вклад в изучение диска внесли Г. Нойман, Э. Грумах , В. Нам, Д. Оленрот и др.

Не остались в стороне от научных споров и советские ученые. Наиболее известны работы полемизировавших исследователей А.А. Молчанова и Ю.В. Откупщикова. На сегодняшний день монография Ю.В. Откупщикова «Фестский диск. Проблемы дешифровки", опубликованная в 2000 г. является наиболее актуальным научным исследованием на русском языке, посвящённым Фестскому диску.

Подробная библиография всех работ, авторы которых приводят различные гипотезы и версии происхождения диска и его расшифровки могла бы занять несколько страниц и современный читатель легко найдет множество ссылок в интернете, но мне хотелось бы рассказать о происхождении той копии диска, которая принадлежит нашему музею. Её автором является очень интересный человек, имя которого редко упоминается в публикациях.

Это Мирзаджан Курамшиевич Байкеев (1868 - 1942) – российский и советский скульптор, реставратор. Известен как первый татарский профессиональный скульптор. Судьба этого одаренного человека волнует и восхищает. Он родился в далекой татарской деревне в Пензенской губернии, но в 17 лет после смерти отца уезжает на заработки в далекий Санкт-Петербург, где устраивается наемным рабочим в мастерскую художника-скульптора М.А. Чижова, сыгравшего значительную роль в его дальнейшей судьбе. Чижов, заметив у юноши явные художественные способности, старание и интерес, помогает ему поступить на учебу в Центральное училище технического рисования барона Штиглица, которое тот оканчивает в 1893 г.

Фото М.К. Байкеев. Фото взято из статьи, посвященной ему в Википедии: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B0%D0%B9%D0%BA%D0%B5%D0%B5%D0%B2,_%D0%9C%D0%B8%D1%80%D0%B7%D0%B0%D0%B4%D0%B6%D0%B0%D0%BD_%D0%9A%D1%83%D1%80%D0%B0%D0%BC%D1%88%D0%B8%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87
Фото М.К. Байкеев. Фото взято из статьи, посвященной ему в Википедии: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B0%D0%B9%D0%BA%D0%B5%D0%B5%D0%B2,_%D0%9C%D0%B8%D1%80%D0%B7%D0%B0%D0%B4%D0%B6%D0%B0%D0%BD_%D0%9A%D1%83%D1%80%D0%B0%D0%BC%D1%88%D0%B8%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87

Полученное образование дало возможность талантливому юноше получить должность скульптора-реставратора в Екатерининском дворце в Царском селе, а впоследствии и в Государственном Эрмитаже, где Байкеев проработал более 30 лет. Мирзаджан Курамшиевич погиб во время бомбежки в блокадном Ленинграде, занимаясь эвакуацией эрмитажных ценностей.

В реставрационных мастерских Эрмитажа Байкеев работал под началом М.А. Чижова, Л.В. Шервуда и О.Ф. Вальдгауэра. Считался единственным в Ленинграде реставратором для ответственных работ, одновременно с которыми исполнял обязанности хранителя, занимался организацией выставок, описанием экспонатов, пополнением коллекций античной и восточной скульптуры. Объем и значимость экспонатов, к сохранению которых приложил руку Байкеев, не поддается оценке, его музейная деятельность имеет большое значение для русской культуры.

В 1932 г. Мирзаджан Курамшиевич увольняется из Эрмитажа и переходит на работу в Музей антропологии и этнографии Академии наук СССР. В этот период совместно с другими сотрудниками МАЭ он помогает создавать экспозицию недавно созданному и формировавшемуся в те годы Музею истории религии. Именно этому человеку в числе других предметов была заказана в 1936 г. копия Фестского диска, необходимая для расширения и обогащения экспозиции Музея истории религии новыми разделами. Работа была выполнена, передана в музей и поныне украшает собой нашу экспозицию.