Найти тему

Бывает и такое.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/9/92/Grigorij_Grigorjewitsch_Mjassojedow_003.jpg/1200px-Grigorij_Grigorjewitsch_Mjassojedow_003.jpg Г.Г.Мясоедов "Страдная пора. Косцы".
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/9/92/Grigorij_Grigorjewitsch_Mjassojedow_003.jpg/1200px-Grigorij_Grigorjewitsch_Mjassojedow_003.jpg Г.Г.Мясоедов "Страдная пора. Косцы".

Не такая уж редкость в деревенской жизни, когда крестьяне косят чужие луга. Но в этой истории инициатором данных действий является местный батюшка. Как правило священник и притч местной церкви полностью делил с местными жителями их образ жизни. Священнику и остальным церковным служителям община выделяла землю из своих земель. Но во всем остальном те же проблемы: бедность, большая семья и тяжелый труд. Так что бывало всякое.

В июле 1761 года соцкий Федот Афанасьев Горлов, пятидесятник Федор Степанов сын Бычков, Петр Максимов сын Масленников, Сафрон Филиппов сын Киселев, живущие в городе Сапожке, направили в Сапожковскую воеводскую канцелярию челобитную на имя императрицы Елизаветы Петровны. Дело в том, что есть такое урочище Красный Клин с пахотными землями и сенными покосами, который находиться на границе Сапожковского и Переяславского уездов, рядом с селами Новоникольское, Черная речка и Дегтяные Борки. Сапожковцы пишут, что этими землями их прадеды и деды исстари владели без всякого спору, они ссылались на прежние писцовые книги..

Так вот 9 июля 1761 года пашенные солдаты города Абрам Устинов, Иван Николаев с товарищами застали на оных лугах чужаков человек восемь с двумя телегами и тремя лошадьми, которые занимались покосами их земель, засеянных озимыми и яровыми хлебами. Это вызвало возмущение солдат, они сумели доставить их всех в городскую канцелярию и передали служителю Ивану Иванову сыну Викулину. Естественно пострадавшие жаловались на ущерб, нанесенный этими наглыми людьми, просили его оценить и наказать последних. Заплатили 5 алтын и стали ждать результата.

В Сапожковской воеводской канцелярии инструкция для расследования была составлена. Отправлены люди посмотреть покошенный луга. При осмотре имущества, доставленного в канцелярию, были караульные солдаты Сапожковской воеводской канцелярии Александр Крюков, Дмитрий Васильев, пашенные солдаты города Сапожка Иван Перегудов, Иван Лифантьев, пашенные солдаты села Черная речка Яков Мартынов, Кожевников. Арестованные лошади выглядели следующим образом:

1) Мерин, темно-серый грива налево, 8 лет, цена 50 копеек

2) Мерин светло-серый, грива налево, с отметкой правое ухо порото, 40 копеек цена.

3) Мерин соловый, грива налево, с отметиной, семи лет, по цене 40 копеек.

Кроме того, 2 хомута, 2 телеги с колесами, 2 старые косы по 10 копеек.

Что показал допрос участников.

1) Иван Васильев был, житель села Новоникольского, женат на дочери местного иерея Ивана Маркова Матрене Ивановне уже 13 лет. Он показал, что сего 9 июля 1761 года Рождественской церкви сын иерея Ивана Маркова тоже иерей Иван Иванов, послал Ивана Васильева с работником косить этот клин.

2) Второй участник- незаконнорожденный сын иерея Ивана Иванова Фатей, из того же села, показал, что те земли выделили для покоса Рождественской церкви села Новоникольского.

3) Никита Самотоин, сын пашенного солдата села Новоникольского, работал по найму вместе с Евсеем Романовым за плату у иерея той же церкви Алексея Григорьева. Сообщил, что их послал поп Алексей Григорьев в это урочище.

4) Следующий участник, пашенный солдат Евсей Романов сын Попов, житель села Малого Сапожка . Живет в селе Новоникольском у иерея Алексея Григорьева. Показал то же, что и Самотоин.

5) Кузьма Петров сын Акиншин вместе с братом Кононом Петровым, пашенные солдаты села Новоникольского, были посланы родным отцом Петром Акиншиным по приказу иереев косить траву. Попы сказали, что эти земли достались по мирскому разделу на церковь божьею...

6) Конон Петров сын Акиншин показал то же, что и брат.

7) Иереи Иван Марков и Алексей Григорьев, когда их вызвали, утверждали, что эти покосы крестьяне Новоникольского выделили со всего мирского согласия церкви.

Позже со всех взяты расписки о том, что они были под караулом, а потом их освободили по указу. Чем это дело закончилось реально пока трудно сказать, но все иереи точно остались на своих местах. Мы с ними еще встретимся.