Найти тему
Тот самый «Епихин»

«Билет #9, а «при нем» задача»

Думаю, что кто-то ещё помнит этот диалог преподавателя и недобросовестного студента из фильма   «Наваждение» про приключения любимого героя советской молодёжи - Шурика.

Кто бы мог тогда, в 1965 году, подумать,  что традиционные устные экзамены в 21 веке превратятся в битву технологий - с одной стороны студенты с микронаушниками, смартчасами и хитрыми гаджетами, новомодные очки со шпаргалками. С другой стороны, глушилки, обыски и изымаемся всего электронно-технического преподавателя, возведёнными в статус Церберов!

Честно говоря, на каком-то этапе карьеры было очень даже интересно и весело ловить хитрящих и списывающих. Особенно, если твоё студенчество проходило тоже с разного рода ухищрениями - от традиционных шпаргалок до совершенно немыслимых схем обмана системы. Когда выдаёшь билеты и ходишь бдишь за всеми - ощущение, словно ты на охоте, нет, даже на рыбалке. Смотришь, как вот этот наивный студент начинает готовить почву для списывания, озирается (главное не смотреть на него, чтобы не спугнуть), осторожно начинает воплощать схему в реальность (поплавок начинает уже сильно колебаться) и в момент, когда доказательства на лицо - подсекаешь и разоблачаешь. Особенно я любил подходить и спокойно так говорить студенту - глядя в глаза: «лучше не надо».

-2

Но это больше игра, чем процесс образования. Когда скучно и нечем заняться, не более. Если же говорить о процессе оценки, то для того, чтобы исключить различного рода списывания и технические ухищрения я стал разрабатывать свои схемы приёма, которые позволяют, на мой взгляд, интереснее и веселее проводить процесс экзамена, причём, с большей пользой.

Вот одна из них:

  1. Группа сдаёт либо полным составом, либо подгруппами от 10 человек.
  2. Список вопросов на экзамен составляем в объёме - 200-300 штук. Вопросы требующие короткого ответа - не более, чем на 1-2 минуты. Либо это должны быть задачи в 1-2 действия. В общем, любые способы оценки знаний и умений, не требующие длительной подготовки.
  3. Составляется табличка с фамилиями студентов и напротив каждой фамилии оставляется 5 пустых ячеек, это и есть будущие 5 вопросов/задач для студента.
  4. Далее идём так. Выбираем первого по списку студента, запускаем на проекторе рандомайзер и методом случайного числа выбираем вопрос.
  5. Студент должен ответить сразу после зачитывания вопроса. На начало ответа даётся 30 секунд. Если студент затрудняется, то ответить или дополнить ответ может любой желающий по правилу «поднятой руки». Если ответ был полным, то заштриховывается полностью 1 ячейка напротив его фамилии - это значит 1 заработанный бал. Если ответ частичный, то может заштриховать 1/4, 1/2 или 3/4 части ячейки.
  6. Если никто не может ответить на вопрос, то преподаватель сам даёт краткий ответ, чтобы студенты были в курсе и получали дополнительный образовательный эффект. 
  7. После ответа на указанный вопрос,  осуществляется переход на следующего по списку студента и алгоритм повторяется.
  8. Так проводится 5 кругов задачи вопросов. После того, как ответ на вопрос дан - он удаляется из общего перечня, чтобы рандомайзер его не выдавал более.
  9. Если студент дополнял чужие ответы и набрал 5 баллов до завершения 5 кругов вопросов, то он получает оценку «отлично» и освобождается от продолжения экзамена.
  10. По итогам 5 кругов вопросов - можно подсчитать суммарные баллы и выставить оценки. Если балл получается дробный, например, 3,75, то оценка ставится в пользу студента - значит, «хорошо».

В целом, считаю, что такая концепция более мобильная и динамичная. Кроме того, она позволяет сократить использование шпаргалок, замотивировать студентов слушать ответы друг друга, дополнять и активно готовиться не к выборочному перечню удачных вопросов, а к всему массиву.

Безусловно, такая схема не лишена недостатков, но об этом мы поговорим отдельно. Расскажите и вы о своих нетрадиционных схемах приёма экзаменов?

С разными методическими изысками

Тот самый Епихин 

#епихин #экзамен #образование #высшееобразование #педагогика