Исторически сложилось, что граждане России имеют весьма посредственной влияние на решения собственных же законодателей. Но общественное мнение им все-таки приходится учитывать, чтобы не допустить никаких серьезных проблем. По этой причине по-настоящему громкие решения у нас стараются хронологически привязывать к независимым от простых людей громким внешнеполитическим событиям. В это время только о них думает большая часть россиян, и как-то выражать свое несогласие никто не думает.
Вот и сейчас смена наименования руководителя Республики Татарстан приурочена к происходящему за рубежом. То, что вызывает у людей большее волнение, призвано снять недовольство по поводу каких-то рядовых политических «мелочей». С повышением пенсионного возраста и изменением конституции власти в прошлый раз поступили именно так. А это оказывает куда большее влияние на нашу жизнь, и все равно никто толком не оказался против.
Если быть ближе к теме, то в международной политике должность президента зарезервирована исключительно за первыми лицами независимых государств. Так может величать себя лидер США, Франции или Польши, но не люди. Что управляют административными образованиями внутри них. Руководители регионов в каждой из стран именуются в соответствии со своей собственной традицией, но как-то иначе – губернатор, воевода, или, допустим, аким. Правда, президентом также могут назвать главу какой-нибудь крупной компании. Но это бизнес, а не власть.
Само слово с латинского языка переводится, как «председатель». То есть, «впереди сидящий», если совсем дословно. Оно было введено в политический оборот отцами-основателями независимости Америки при принятии конституции в конце 18-го столетия. И под культурным влиянием первой современной демократии к 20-му веку повсеместно распространилось.
В России в конце 20-го века общество было очень открыто к западу, поэтому после распада СССР в качестве названия главы государства было выбрано именно это слово. Правда, председатели у нас уже были, но на иностранном языке звучало вполне ничего. Тем более, что перевод, как правило, никто и не знает.
Первый президент Российской Федерации Борис Николаевич Ельцин взял власть в тот момент, когда она буквально лежала под ногами. Он получил ее от почти не сопротивлявшегося руководителя СССР и главам субъектов предложил брать, сколько придется. Тогда и прозвучали вошедшие в историю слова: «Берите суверенитета, сколько хотите».
Западная политическая терминология нашим людям была неизвестна, советская оказалась отменена, а новая не появилась. По этой причине в большинстве национальных республик в 1990-е годы появился собственный президент. Татарстан, которому построение общения с федеральным центром удавалось лучше всех, этот титул записал в договор между Москвой и Казанью.
Три десятилетия его положения казались незыблемыми. Но ближе к концу своего второго срока ВВП и в этой области решил навести порядок. Тогда стартовало постепенное, без лишней спешки, переименование президентов республик в главы субъектов. Первый пример подал чеченский лидер Рамзан Кадыров, который призвал коллег поступить так же.
В следующее десятилетие повсеместно это было сделано, за исключением одного Татарстана. Правда, в 2017-м году федеральный договор истек, но центральные власти тогда не стали спешить. Наконец, в середине июля 2022-го вышел новый указ, согласно которому руководитель этой республики право именовать себя президентом официально утратил. Местные депутаты проголосовали против, но Минниханов заявил о своей законопослушности и спокойно принял решение свыше.
#татарстан #татары #политика #президенты