Найти тему
Полтора землекопа...

Расскажем и покажем на чем возят бревна.

Россия обладает одни из самых больших запасов лесных ресурсов в мире, и как следствие является крупным поставщиком древесины на глобальный рынок. Современный сортиментный процесс лесозаготовки пришел к нам из скандинавских стран более 30 лет назад и его можно разделить на несколько этапов, таких как валка и подготовка леса при помощи специальных лесозаготовительных машин – харвестеров, сбор, сортировка и перевозка бревен с делянок к месту временного хранения древесины при помощи форвардеров.

Процесс погрузки древесины на лесовоз
Процесс погрузки древесины на лесовоз

Для перевозки на большие расстояния подготовленного сортимента различной длины со складов временного хранения к местам переработки леса, железнодорожным станциям, портам и т.д. применяют специальные транспортные средства, оснащённые грузовыми платформами с кониками и гидроманипуляторами особой конструкции для погрузки и разгрузки бревен. В качестве базовых шасси для производства сортиментовозов используются как шасси российского, так и импортного производства с шоссейными или вездеходными колесными формулами. Наиболее востребованными среди них являются шасси КАМАЗ, УРАЛ и МАЗ, обладающие оптимальным соотношениями цены и качества. Для увеличения экономической эффективности перевозки леса также используются прицепы и полуприцепы роспуски, предназначенные для перевозки бревен.

Сортиментовоз на шасси КАМАЗ-43118 с гидроманипулятором ESSEL Crane EC 80S-93
Сортиментовоз на шасси КАМАЗ-43118 с гидроманипулятором ESSEL Crane EC 80S-93

Если рассмотреть конструкцию гидроманипулятора для леса, то его основное отличие от универсального грузового гидравлического манипулятора в том, что водитель, он же оператор манипулятора, работает на делянке или на складе один без стропальщика и другого вспомогательного персонала. Работа манипулятора не сопряжена с серьезной опасностью для людей на рабочей площадке, а значит, к его приборам безопасности предъявляют менее жесткие требования, устанавливают меньше блокировок, и манипулятор работает быстрее. Но рабочее место оператора может быть только на самой установке либо в кабине автомобиля. Гидроманипуляторная установка может быть смонтирована за кабиной автомобиля или на заднем свесе рамы за грузовой платформой, это позволяет осуществлять погрузку не только самого автомобиля, но и прицепа, составляющего с лесовозом автопоезд.

Сортиментовоз на шасси КАМАЗ-43118 с гидроманипулятором ESSEL Crane EC 80S-93
Сортиментовоз на шасси КАМАЗ-43118 с гидроманипулятором ESSEL Crane EC 80S-93

За более чем полувековую историю производства манипуляторов для леса сформировались устойчивые конструктивные решения, близкие к идеальным для современного уровня науки и техники. В настоящее время конструкторы продолжают работу над конструкциями для улучшения их эксплуатационных характеристик, надежности, прочности, снижения массы, энергетической эффективности, устойчивости к коррозии, эргономических качеств, освещения рабочей площадки.

Достаточно большое количество производителей занимаются выпуском гидроманипуляторв для лесозаготовок. Среди них присутствуют именитые иностранные бренды такие как Palfinger, Hiab, Hyva, Kesla Oyj и др. Среди отечественных производителей наибольшую популярность приобрели установки двух производителей: «Великолукский завод Лесхозмаш» (ВЕЛМАШ) и «Майкопский машиностроительный завод» (МАЙМАН).

Представленная в нашем небольшом обзоре и на фотографиях манипуляторная установка словацкого производства ESSEL Crane EC 80S-93 вобрала в себя весь мировой полувековой опыт разработки манипуляторов для лесоматериалов, передовые технические решения и лучшие мировые разработки в этой области. Надежные узлы и агрегаты известных мировых брендов, таких как PARKER, INDEXATOR и др., в сочетании с современными конструкционными высокопрочными сталями делают этот манипулятор одним из лучших образцов в сегменте лесных гидроманипуляторов, устанавливаемых на автомобильные шасси. Все конструктивные элементы изготовлены из высокопрочных сталей: поворотная колонна - Strenx 960, литье шестерни - термообработанный сплав GS25CrMo4V, остальные детали гидравлического рычага - S700MC.

Основные технические характеристики сортиментовоза:

Модель гидроманипулятора: ESSEL Crane EC 80S-93 (Словакия)

Грузовой момент: 74 kНм

Максимальный вылет стрелы: 9,3 м

Грузоподъемность на минимальном вылете: 2 300 кг

Грузоподъемность на максимальном вылете: 750 кг

Привод: гидростатический

Момент поворота: 19 кНм

Угол поворота колонны: 400 град

Угол поворота ротора: без ограничения

Управление: рычаги гидравлического распределителя

Рабочее давление: 23 МПа

Рекомендуемый расход насоса: 80 л

Вес манипулятора: 2 390 кг

Базовое шасси: КАМАЗ-43118-3027-50

Колесная формула шасси: 6 х 6

Комплектация шасси: Двигатель КАМАЗ 740.705–300 (Евро-5), мощность двигателя 300 л.с., ТНВД BOSCH, система нейтрализ. ОГ (AdBlue), КПП 154, МКБ, МОБ, аэродинамический козырек, УВЭОС, баки 210 + 210 л.

Снаряженная масса: 12 725 кг

Возможность буксировки прицепа: фаркоп

Гидравлический захват для бревен
Гидравлический захват для бревен

Более подробную информацию о сортиментовозе на базе шасси КАМАЗ-43118 с гидроманипулятором ESSEL Crane EC 80S-93 можно получить на сайте https://kmu-essel.ru/.