Найти тему
Балконы Красноярска

Отставка Сергея Еремина. Благо или трагедия? Что дальше?

Оглавление

Недавно стало известно, что Сергей Еремин покидает пост мэра города и переходит в краевые структуры. О том, чего успел добиться мэр, его провалах, к чему приведет его отставка, с чем она связана и какие возможности для городского сообщества она открывает в этой статье.

Итоги правления

В массовом сознании конечно, Еремин однозначно запомнится как хороший мэр-реформатор. Хотя здесь ему во многом повезло. Начало его правления было ознаменовано крупным федеральным финансированием при подготовке к Универсиаде, результаты которого в общественном мнении во многом связали с Ереминым. Также, с приходом нового мэра совпала экспансия урбанистической революции за пределы Москвы по всей России. Новые общественные пространства, реконструируемые вообще-то в большинстве случаев по федеральным программам, тоже в умах людей были связаны с мэром. Не лишним стало и то, что Еремин уходит после первого срока, не успев надоесть людям. Мы все знаем как всего за 10 лет лишнего удержания у власти можно превратиться в общественном сознании из великого реформатора в плешивую крысу.

С другой стороны нельзя и сказать, что Еремину исключительно повезло и из себя он ничего не представляет.

Достижения

  • Под предлогом Универсиады команде мэра удалось протащить введение большого количества выделенных полос, была введена ливрея и новые способы оплаты для общественного транспорта. Была введена новая модель оплаты услуг перевозчиков, что исключило гонки перевозчиков. Все это стало лучшим что происходило с транспортом в Красноярске с реформы 2007 года. Правда все это происходило в первой половине руководства Сергея Еремина. После этого никаких серьезных изменений, к сожалению, не наблюдалось. Да, федерация дала деньги на новые трамваи и троллейбусы, была несколько неудачная попытка ввести безлимитные проездные, но это на серьезные системные улучшения ну никак не тянет. К тому же, мэр зачем-то начал выступать за строительство метро вместо продолжения нормальных транспортных реформ.
  • Конечно, большинство парков и скверов в Красноярске реконструируется по федеральной программе. Но вот имплементация ложится на плечи местных властей. Кроме того, они могут решать какие пространства включать в список потенциальных для благоустройства. Надо сказать, что в сравнении с другими городами, реализация благоустройства у нас в городе была весьма неплохой, хотя это только если сравнивать с другими российскими городами. Кроме того, достаточно эффективно применялось стратегическое благоустройство. То есть, не благоустройство ради благоустройства, а благоустройство которое помогает развивать определенную территорию/район. Так, благодаря благоустройству Ярыгинской набережной, удалось избежать для Белых Рос превращения в неблагополучное гето, в прочем, от этого район не перестал быть градостроительным преступлением.
Но куда более яркий пример - благоустройство территории поймы Качи и прилегающей к ней: набережная Качи, Юдинский сад, ул. Красной Армии, запланированное на следующий год благоустройство перед рынком, целый ряд пространств поменьше. Все это повышает инвестиционную привлекательность территории, что делает коммерчески возможным реализацию проектов вроде реконструкции "квартала цветов", что со временем приведет к развитию и уплотнению территории и тем самым, существенно увеличит размер нашего центра.
  • Другое достижение связанное с парками и благоустройством, по совместительству являющееся одной из, к сожалению, не многих серьезных институциональных реформ - КрасГорПарк. Благодаря этой организации все топовые общественные пространства нашего города теперь содержатся в надлежащем состоянии. Это достаточно четко видно при сравнении территорий которые управляются КрасГорПарком с тем, которые не управляются. Более того, благодаря ему, в нашем городе наконец-то начали более-менее массово появляться нормальные общественные туалеты. Это круто. Я не зря как попугай повторяю о необходимости именно институциональных реформ. Город может проводить более-менее грамотную политику, но из-за смены руководителя все может развалится. КрасГорПарк же, будет эффективно выполнять свои функции еще десятилетия даже после смерти его создателей.
-4
  • На момент введения в Красноярске "дизайн код" перестал быть чем-то выдающимся для России и начал становится обыденностью. Так что назвать это решение передовым нельзя. Скорее, это попытка не отстать, нежели опередить. Хотя, со световым "дизайн кодом" мы оказались первыми, обогнав даже Москву. Вывески стали существенно опрятнее, хотя над имплементацией законодательства и контролем еще предстоит поработать. Цветовые решения при покраске зданий стали удачнее, а город получил вечерний облик. Зима, по крайней мере в центре, стала красивой благодаря раннему закату. (Вспоминаю как я еще в 2016 году мечтал о подсветке Коммунального моста. Помните сколько народу пришло на её первое включение?)
  • Развитие центра. Помните как некоторое время назад серьезно обсуждали перенос центра на Взлетку? При Еремине от этой идеи отказались, в прочем не декларируя это, и перешли к интенсивному и экстенсивному развитию центра. Это очень хорошо. Достаточно посмотреть на Ачинск, чтобы понять почему обратная политика катастрофична. Более того, декларировался отказ от автомобилизации и переход к городу для человека. Конечно нельзя сказать, что город как то серьезно уходил от автомобилизации, но по крайней мере ее не усиливал. Это, в совокупности с правильной риторикой уже хорошо и закладывает хорошие перспективы на будущее. (Достаточно просто посмотреть на Новосибирские городские соцсети и комментарии жителей под постами, чтобы понять на сколько мы в плане риторики, дискуссии и общественного запроса двинулись в правильную сторону).
Венцом этих двух позитивных процессов стал проект "В центре Мира". Ничего невероятного, просто хороший культурный проект. Такое есть во многих городах мира, но в контексте нашего города он стал символом возрождения исторического центра и важным психологическим барьером в переходе к пешехода ориентированной политике. Надеюсь, когда-нибудь этот участок проспекта Мира станет пешеходным на постоянной основе. Правда для этого сначала желательно реформировать транспорт
Пешеходный проспект Мира
Пешеходный проспект Мира
  • Еще несколько небольших, но важных системных изменений: Недавно в Красноярске приняли решение использовать только вибропрессованные бордюры (либо гранитные). Если не знаете, это те, которые не крошатся, а только откалываются при большом усилии, скажем при чистке снега, и снашиваются при большой пешеходной нагрузке. Такие используют в центральной России, и не только, уже много лет и они хорошо зарекомендовали себя. Правда с этим связан и большой провал руководства города. перед Универсиадой в Красноярске отремонтировали львиную долю всех дорог. Но почему-то вместо вибропрессованных бордюров, тогда везде установили какие-то непонятные. В итоге почти все они развалились. Выглядит это просто ужасно. Почему нельзя было ставить нормальные бордюры сразу? Сейчас город выглядел бы намного опрятнее. Но лучше поздно, чем никогда. Теперь, нужно ждать пока за несколько лет в Красноярске опять отремонтируют дороги и установят нормальные бордюры. Но после этого мы больше никогда не увидим того ужаса, что есть сейчас. Также, с недавнего времени в Красноярске стали систематически нормально опускать тротуары на пересечениях, а при строительстве или капитальной реконструкции улиц обязательно закладывать ливневку.
  • Платные парковки в Красноярске уже пытались вводить, но тогда идея потерпела провал из-за отсутствия законодательной базы. Думаю все читающие понимают важность платных парковок для транспортной системы и избежания автомобильного хаоса в городе. При Еремине была предпринята вторая попытка введения платных парковок и пока все идет хорошо. В этот раз решили пойти по пути плоскостных парковок. Управление, как и прибыль, решили отдать КрасГорПарку. Это позволяет помимо решения транспортной задачи, финансировать обслуживание общественных пространств и туалетов. В принципе, неплохая модель. Можно будет постепенно увеличивать количество платных парковок и избавляться от уличных, отдавая пространство пешеходам или, скажем, зелени.
Хотя лично я решал бы вопрос парковок чисто рыночным путем. То есть, город не делает парковочных мест вообще. Если у кого-то в собственности есть участок земли и он, пытаясь получить с него максимальную прибыль и видя спрос на хранение автомобилей в его районе, строит многоуровневую парковку как коммерческий проект. Так можно было бы, абсолютно справедливо, переложить ответственность за собственность и ее обслуживание с плеч общества на собственника. И прекратить субсидировать автомобилистов за счет денег и комфорта других людей.
Помимо прочего, новые платные парковки в Красноярске выглядят довольно стильно
Помимо прочего, новые платные парковки в Красноярске выглядят довольно стильно
  • Открытость. Нет, конечно Сергей Еремин и его администрация не являются эталонами открытости. Но надо понимать, что здесь огромные ограничения накладывает наша политическая система в целом. Работа мэра - и так одна из самых опасных профессий. Огромный процент мэров заканчивают в тюрьме. Быть через чур открытым, что неизбежно означает периодически оппонировать вышестоящим властям - в нашей системе буквально самоубийство. Тем не менее, сохраняя некий баланс, стараясь игнорировать федеральную повестку, Еремин оставался достаточно открытым и медийным в сравнении с мэрами других российских городов. Особенно это заметно на контрасте с другими властными инстанциями. Мне очень нравилось наблюдать как мэр, лавируя среди жестких политических ограничений, очень осторожно, но систематически пытался включать в городскую повестку жителей города. Это было очень любопытно. И мне видится, что это во многом дало свои плоды, что очень важно в долгосрочной перспективе.

Провалы

Я долго пытался вспомнить какой-то крупный провал Сергея Еремина. Но, пожалуй, кроме каких-то отдельных не системных и относительно небольших инцидентов я ничего вспомнить не могу. Разве что уже упомянутая выше ситуация с бордюрами при подготовке к Универсиаде. Но здесь я не уверен на сколько это в полной мере можно называть ответственностью Сергея Еремина. Так что в этой части речь пойдет скорее о недоработках, не проведенных реформах, для которых были все возможности, упущенных возможностях и несбывшихся надеждах.

  • Отсутствие велоинфраструктуры. В начале своего руководства Еремин говорил, что видет будущее велосипеда как транспорта в нашем городе. Была даже с пафосом открыта, наверное, самая короткая уличная велодорожка мира. Но через некоторое время, несмотря на резкий рост запроса на велоинфраструктуру с появлением электросамокатов, Еремин стал просто игнорировать этот вопрос, а администрация на все вопросы о велоинфраструктуре стала отвечать какую-то лютую чушь про невозможность ее устройства в условиях сложившейся застройки. Мы, как город, начинаем отставать от других, вместо того чтобы быть лидерами. Вот уже в Челябинске приняли стратегию велосипедизации, а мы стоим на месте. Почему нельзя было при ремонте улиц стразу же закладывать велодорожки? - Можно было, но мы потеряли возможности и годы в этом плане
  • Отсутствие глубоких транспортных реформ. Да, в начале своего правления Еремин провел ряд транспортных улучшений, но ни о каких действительно серьезных системных улучшениях речи не идет. У нас до сих пор ужасно неэффективная гомогенная транспортная система, до сих пор безумное и бессмысленное дублирование маршрутов, до сих пор нет бесплатной пересадки, в прочем, вышеупомянутое отсутствие развития велоинфраструктуры можно также отнести к застою транспортной системы при позднем Еремине. Да, недавно был введен месячный проездной, но он слишком дорогой чтобы выполнять свою роль в транспортной системе. У нас так и не появился какой-либо полноценный магистральный транспорт. Понятно что взять и построить трамвайную ветку город не может ибо это слишком дорого, но что мешало сделать, например, скоростной магистральный автобус/тролейбус? Что мешало исключить дублирование уже существующих трамвайных путей и превратить существующий трамвай в полноценный магистральный транспорт? - Ни-че-го, но это сделано не было. Вместо этого мэр, вторя краевым группам интересов стал мечтать о бессмысленном проекте метро.
В Красноярске на КрасРабе трамвай дублируют 12 автобусных маршрутов. Менее эффективный транспорт просто забирает пассажиров у более эффективного. В итоге первый становится убыточным и деградирует вместо развития. Зачем?
В Красноярске на КрасРабе трамвай дублируют 12 автобусных маршрутов. Менее эффективный транспорт просто забирает пассажиров у более эффективного. В итоге первый становится убыточным и деградирует вместо развития. Зачем?
  • Отсутствие реформы озеленения. Опять же, да, в начале правления Еремин говорил о новых подходах к озеленению. Современное многолетнее озеленение даже появилось точечно в нескольких местах. Но никаких институциональных реформ проведено не было. Город по-прежнему завален больными изуродованными, а в ряде случаев мертвыми, деревьями, уродующими город и никакого системного исправления ситуации как не было, так и нет. Понятно что нельзя решить такую проблему за один год. Но можно же систематически, каждый год, понемногу что-то делать с этим? Пусть на полное решение проблемы уйдёт даже 20 лет, какое-то движение должно быть. К сожалению при Еремине мы в этом смысле стояли на месте.
  • Отсталая политика в сфере безопасности дорожного движения. При Еремине в Красноярске в нескольких местах появились приподнятые пешеходные переходы и островки безопасности. Можно вспомнить отличный проект реорганизации дорожного движения у автовокзала, но опять же, никакой системности. Вместо современных практик город продолжал строить дорогие и бессмысленные внеуличные переходы. И снова, вместо нескольких лет развития в сфере организации безопасного дорожного движения мы стояли на месте, а в ряде случаев деградировали.
Строительство дорогого и неудобного надземного перехода через четырехполосную улицу, вместо того чтобы просто сделать приподнятый переход с островком безопасности как это бы сделали во всем мире, и что было бы дешевле, удобнее и даже безопаснее
Строительство дорогого и неудобного надземного перехода через четырехполосную улицу, вместо того чтобы просто сделать приподнятый переход с островком безопасности как это бы сделали во всем мире, и что было бы дешевле, удобнее и даже безопаснее
  • Отсутствие ликвидации неопрятности. В начале правления Сергея Еремина, при подготовке к Универсиаде, город провел большую работу по ликвидации неопрятности. Были созданы мобильные бригады, которые убирали строительный мусор и незаконную рекламу. Город реально стал опрятнее, но почему нельзя было масштабировать эту работу? Решать множество мелких проблем дешевыми способами. Спилить мертвые деревья, посыпать земляные тропинки гравием или щепой и тд. За последние годы у нас появились общественные пространства мирового уровня, при этом нельзя пройти через любой район не запачкав обувь. Кстати, любопытно что в Минске наблюдается ровно обратная ситуация: там вы не найдете разбитых тротуаров, грязевых тропинок, больных деревьев, ржавых бесполезных заборов и прочих конструкций, но в то же время в городе нет ни одного реально современного общественного пространства, которых в Красноярске с десяток.
За последнее время бы здорово задрали верхнюю планку благоустройства. Пора подтягивать нижнюю. Возможно это задача для нового мэра.

Резюмируя, можно охарактеризовать правление Сергея Еремина как "полумеры в правильном направлении"

Повысили или убрали?

Честно говоря, я не уверен хотел бы я увидеть Еремина на второй срок. Если в начале правления было множество важных системных изменений, то во второй его половине отчетливо начал чувствоваться некоторый застой. И в то время как 2-3 года такого застоя могут быть благом и даже называться стабильным развитием, то 7-8 лет - это уже стагнация. Тем не менее, я понимал, что почти со 100% вероятностью я этот самый второй срок увижу.

Было крайне неожиданно увидеть в определенный момент конфликт мэра с региональной властью. Тогда попытки дискредитировать мэра однозначно не сработали. К сожалению у нас нет никакой социологии по этому поводу, но по моим ощущениям, это скорее ударило по самой региональной власти. Особенно когда Мария Антюшева детально разобрала все тезисы, а региональные чиновники с позором отступили.

Как вдруг, после недолгого затишья мы узнаем что Усс предложил Еремину поработать замом по работе с муниципалитетами, а тот согласился.

Странно это все конечно. Возникает много вопросов: Было ли это все запланированной игрой с самого начала? У меня есть теория что это была попытка протестировать рейтинг Еремина в условиях отсутствия электоральной социологии.

Может ли быть такое, что переход в краевую администрацию был предложением от которого нельзя отказаться? По типу: либо уходишь с поста мэра и становишься малозаметным замом губернатора, либо лишаешься политической карьеры или даже садишься в тюрьму.

Вообще не совсем понятно само учреждение позиции. Раньше у губернатора не было никакого зама по работе с муниципалитетами и благоустройству. И не совсем понятно с чем связано само учреждение должности. Попытка ли это убрать Еремина в тень и поставить в полную зависимость от Усса?

Или же это попытка на самом деле улучшить качество управления? Конечно нельзя сказать, что Еремин гипер профессионал в сфере управления городов, но фактом является то, что в нашем регионе во властных структурах просто нет ни одного человека с такими компетенциями и опытом управления. Ведь по сравнению с администрациями большинства наших малых городов Еремин действительно выглядит гипер профессионалом. Просто посмотрите как власти Ачинска самостоятельно уничтожили город. Добавьте сюда то, что российская налоговая система устроена таким образом, что у муниципалитетов, за исключением разве что Красноярска, вообще нет своих денег. Просто почитайте соцсети главы Дивногорска например, вам сразу бросится в глаза на сколько город зависит от краевых и федеральных дотаций. В таких условиях появления некого "мэра региона" может быть здравым и эффективным решением.

В конце концов, если привести в порядок 5-6 крупнейших городов за пределами Красноярской агломерации, ощущения от региона будут совсем иные. Можно будет говорить о концепции "Красноярского благополучия". Все таки у нас действительно достаточно зажиточный по Российским меркам регион с ВРП выше Петербуржского, но в некоторых крупных городах ощущение будто попал в нищую Тыву. Да и развитие самого Красноярска крайне сильно зависит от работы с регионом в нынешних условиях. Добавьте сюда необходимость построения целостной Красноярской агломерации, для чего нужна единовременная кооперация десятков муниципалитетов.

Еще одна, достаточно распространенная теория гласит, что Усс таким образом готовит себе приемника. В конце концов, слухи о том, что Усс давно хотел бы благополучно завершить свою карьеру, уйдя на почетную пенсию в Совет Федерации звучат достаточно давно. Все таки 70 летие уже не за горами. Вообще, звучит достаточно правдоподобно, но ни опровергнуть ни доказать на данный момент мы это не можем.

Объединить Красноярскую агломерации в единую экономическую и транспортную систему в существующих условиях можно только сверху.
Объединить Красноярскую агломерации в единую экономическую и транспортную систему в существующих условиях можно только сверху.

В общем, ситуация мутная и из момента ничего сказать однозначно нельзя. Будем наблюдать.

Окно возможностей для городского сообщества

Как завещал Сергей Еремин:

У меня к вам единственная просьба, дорогие мои: не забывайте, что город – это наш дом.

В развитии города всегда, помимо работы руководства важна активность общества. Общество в силах влиять на повестку и создавать политический запрос.

Когда в Красноярске появится новый мэр, ему нужно будет продемонстрировать людям свою способность управлять городом и проводить нужные реформы. Это откроет для нас на несколько месяцев окно возможностей для продвижения важных системных и институциональных реформ.

И здесь, существенное влияние может оказать буквально каждый читающий это предложение. Не оставайтесь в стороне. Все те, кому не безразлично развития города, должны консолидироваться.

Около года назад я перевел и озвучил видео о том, как в Нидерландах появилась лучшая в мире велосипедная инфраструктура. Настоятельно рекомендую посмотреть каждому. Мы, во многом, можем это повторить.

Наши требования не должны быть чем-то запредельным и особенно дорогим, но в то же время системным, тем, что будет давать свои плоды еще десятилетия. И в этом плане, требование системного развития велоинфраструктуры и перехода к новым практикам организации дорожного движения, мне видятся очень хорошим вариантом.

Помимо этого, можно попытаться продвинуть:

  • Институциональную транспортную реформу. Но это будет сложнее, ведь это дороже, сложнее административно и затрагивает множество групп интересов.
  • Ликвидация неопрятности. Повышение финансирования решения множества локальных проблем благоустройства за счет временного урезания масштабных проектов благоустройства. На мой взгляд абсолютно реалистичная вещь и в то же время крайне важная и актуальная на данном этапе развития нашего города.
  • Новый подход к озеленению. Систематическая замена больных и изуродованных деревьев на новые, в первую очередь на виды соответствующие природе нашей местности, с последующим введением мировых практик их обслуживания. Ликвидация инвазионных видов вроде Ясенелистого клена. Очень важная вещь, но продвинуть это будет несколько сложно, поскольку здесь нет полноценно сформированного общественного запроса, на который можно было бы опереться. Даже люди осознающие что в Красноярске есть некоторые проблемы с озеленением, не могут их для себя четко сформулировать. Многие люди прожившие всю жизнь среди уродливых обрубков деревьев, не осознают это как проблему и не понимают как выглядит нормальное озеленение. С этим, всем нам надо систематически работать.

В общем, ближайшие месяцы всем нам нужно работать чтобы по максимуму использовать открывающееся окно возможностей для развития нашего города.

Подписывайтесь на мой Яндекс Дзен, Инстаграм и Телеграм канал. Будем и дальше говорить о проблемах края и его городов, а также о нашей истории.