Есть такая интересная тема - мол, почему люди хейтят Рей из новой трилогии, и говорят, что она Мэри Сью, а вот Люк Скайуокер из оригинальной трилогии - он же тоже Мэри Сью, но его любят. Ай-яй-яй, обзорщики-лицемеры, всё-то вам не так. Давайте с этим разбираться. Для примера возьмём первый фильм. Наш главный герой - простой парень (ну или девушка) с пустынной планеты, который начинает своё обучение на слесаря-джедая пятого разряда, а параллельно становится великолепным пилотом космического корабля. Давайте разберём именно арку пилота - благо, она занимает ровно один фильм.
Как дела с пилотированием обстоят у Люка?
Во-первых, нам с самой первой сцены показывают, что на местной ферме именно он занимается техникой. Причём занимается ей в своё удовольствие - он хочет съездить на станцию за какими-то техническими приблудами, но его дядя одёргивает его - сначала сделай дела, а потом уж развлекайся.
В следующем моменте мы понимаем, что Люк неравнодушен к космическим кораблям.
А спустя сцену, когда Люк видит голограмму Леи, происходит диалог с семьёй, в котором мы окончательно закрепляем персонажа. Выясняется, что Люк давно хочет поступить в Академию, и пока все его друзья уже покинули планету, он остаётся, чтобы помогать семье, и, видимо, занимается самообразованием. Здесь же мы получаем первый намёк на то, что Люк не годится в фермеры, потому что слишком похож на своего отца. Мы ещё не знаем, кто его отец, но уже понимаем, что у него с Люком какие-то похожие "технические" интересы.
После стычки с таскенами (пустынниками) Люк знакомится с Оби Ваном. И в диалоге, во время которого Люк опять возится с техникой, Оби Ван говорит, что отец Люка был не просто штурманом, а рыцарем-джедаем и лучшим пилотом в галактике. И спрашивает Люка, намекая на Силу и наследственность: "Я так понимаю, ты тоже хороший пилот?" На что Люк только усмехается - ведь серьёзного межзвёздного опыта пилотирования у него нет, откуда бы ему взяться на ферме-то.
В охоте за дроидами имперские штурмовики убивают семью Люка, и он соглашается улететь с Оби Ваном - теперь его ненависть к Империи приобретает личный характер. В ходе спора с Ханом Соло Люк заявляет, что может повести звездолёт, ведь он неплохой пилот. Из этих двух моментов мы узнаём, что Люк, помимо теоретической подготовки имеет какую-никакую практику за штурвалом, хотя и сам понимает, что для реальных путешествий в космосе её маловато, но всё-таки он ей гордится достаточно, чтобы в споре на эмоциях вывалить это как аргумент.
Когда Люк впервые видит "Тысячелетний сокол", он заявляет: "Да это же просто старьё!" К этому моменту мы уже достаточно хорошо знаем, что Люк шарит в технике, поэтому эта фраза выглядит нормальной.
При этом, Люк, конечно, не знает о тонкостях работы конкретного звездолёта - он присутствует в кабине, и в целом понимает, что происходит, но при этом нам показывают, что он ничего не знает о назначении каких-то отдельных элементов сигнализации. Ну и, помимо этого, по ходу полёта Люк тренируется управляться со световым мечом, но главное, что мы получаем из этой сцены - это мысль о том, что Люк учится доверять своим инстинктам.
После событий на Звезде Смерти Люк получает возможность попрактиковаться в стрельбе с подсказками и помощью Хана.
Дальше в момент, когда повстанцам рассказывают о том, что у Звезды Смерти есть слабое место размером в два метра, один из пилотов возмущается, мол, это под силу только компьютеру, на что Люк ему рассказывает, что охотился на татуинских вредителей, крыс-вомпов, используя свой Т-16 (модель этого самого спидера в начале фильма Люк держит в руках).
Люк встречает своего старого товарища Биггса, который заступается за него перед командиром, подтверждая, что Люк из них всех был лучшим пилотом.
Интересный факт - в оригинальном фильме модель корабля не называется, он упоминается только в пятом эпизоде, но редакции фильма 2004 года командир эскадрильи говорит название модели - Т-65. Эта деталь ещё больше укрепляет сюжетную арку Люка как пилота - мы понимаем, что дома у него был небольшой истребитель из той же линейки, пусть и более простой и старой модели, то есть, Люк прекрасно знает логику создателей легендарного X-wing, понимает, где какие элементы управления расположены и для чего они нужны, ему действительно не требуется какое-то сверхсерьёзное обучение для того, чтобы научиться управлять новым истребителем.
Уже по ходу сражения Биггс спрашивает Люка про возможность сложного манёвра, на что Люк отвечает: "Вспомни наш каньон у дома", ещё раз показывая, что он обладает опытом пусть не космических, но полётов, причём в сложных условиях.
Ну и после подсказки от голоса Оби Вана использовать Силу, и небольшой помощи Хана Соло, Люк уничтожает Звезду Смерти.
Такие вот дела. Когда я читаю чьи-то слова про то, что Люк - Мэри Сью, то у меня как-то невольно всплывает вопрос: "А вы фильм-то видели?" Нам буквально в каждом эпизоде (кроме сцен с освобождением принцессы Леи) показывают, почему Люк способен выполнить эту задачу, и в его финальном выстреле сходятся все сюжетные арки персонажа - его желание летать, его подготовка к пилотированию, его любовь к технике, наследственность, помощь его новых и старых друзей, навыки стрельбы, использование Силы и его личные мотивы. Весь фильм служит основанием именно для этого момента - для момента, когда Люк проявляет себя как хороший пилот. Неслучайно историю Люка Скайуокера изучают на курсах сценарного мастерства как один из эталонов правильного создания сценария.
А что же Рей в седьмом фильме? Это девушка, которая буквально собирает мусор в обмен на еду. И, да, нам показывают одну сцену, в которой она надевает шлем, что символизирует её желание летать. Но проблема в том, что эту сцену можно понять только в процессе сравнения истории Рей с историей Люка, потому что в фильме у нас полностью отсутствует контекст - персонаж просто надевает шлем. Нет ни диалога, который это сопровождает, нет какой-то актёрской игры, которая показывает, что она хочет быть пилотом, нет какого-то контекста этого шлема с пилотированием, и, например, можно подумать, что она просто защищает глаза от песка. Сцена, в которой Люк совершенно по-детски увлечённо играет с моделью Т-16 говорит о его стремлениях гораздо ярче.
Следующий момент, который касается качеств Рей как пилота оформлен в диалоге на тридцатой минуте: "Нам нужен пилот" - "А я кто?" Ну и тут же она называет "Тысячелетний сокол" старым корытом.
Почему она пилот? Где она училась? Почему у неё достаточно квалификации для управления звездолётом? Откуда она знает тонкости управления кораблём, который Хан Соло, а потом и всякие-разные угонщики вообще-то, дорабатывали напильником под себя? Мы должны поверить в то, что ответы на эти вопросы существуют по тем трём секундам, которые она носила шлем?
И самое главное - а зачем ей вообще умение пилотировать? Если у Люка с этим связан весь сюжет фильма - только особенный пилот может победить Звезду Смерти, то для Рей этот её умение просто служит "галочкой в резюме", которая в основных сюжетных событиях не используется - местную "звезду смерти" с помощью навыков пилотирования здесь уничтожает другой персонаж. Поэтому нет никаких причин, чтобы давать девушке эту способность.
Это настолько очевидный косяк, что его исправили буквально во всех других местах - и в комиксах, и в книгах про Рей она рассказывает, что по ночам тренировалась летать на спидере, что однажды нашла программу симулятор пилота, которую установила на самодельный компьютер. Везде, но не в фильме.
Нормальный сюжет Рей как пилота должен выглядеть немного иначе. Девушка собирает мусор, но мечтает о полётах. Она старается учиться, обнаруживает уцелевший симулятор и свободное время старается посвящать ему. Первые практические уроки ей даёт Финн (например, со словами: "Мы проходили общий курс, но вообще я из другой службы, поэтому учитель из меня так себе"), потом она учится у Хана Соло, который входит в число лучших пилотов галактики, и, наконец, её мечта исполняется - после смерти Хана она получает себе "Тысячелетний Сокол", будучи уже достаточно умелым пилотом, чтобы его использовать. Ну и в финале если не уничтожает новую "Звезду смерти", то приходит на помощь в битве с ней - причём пользуясь помощью Чубакки, опытного второго пилота. Буквально из того же материала вполне можно сделать нормальный сюжет с последовательным развитием персонажа, с достижением таких же способностей, но логичным и понятным путём. Но сценаристы забили на хоть какую-то логичность повествования, просто пытаясь запихнуть в нас взятые с потолка сверхспособности. И кто тут после этого Мэри Сью?
Именно в таких вещах и заключается причина низких оценок трилогии от Диснея, которые с каждым фильмом становились всё хуже и хуже - в них просто плохой сценарий. Не какой-то скучный, какой-то неканоничный или ещё что-то, а просто плохой сам по себе. Там, где в одном фильме присутствует развитие персонажа как пилота, как фехтовальщика, как джедая, как друга, в другом фильме - это просто есть и всё, без каких-либо внятных причин.
#звёздные войны #новая надежда #Пробуждение силы