Найти тему

Теория привязанности нередко подвергалась критике.

💠 Теория привязанности получила большое распространение и именно этот подход доминирует на данный момент. Но, вы могли заметить, насколько велика роль матери или значимого человека в этой теории. Джудит Харрис (1938-2018), американская исследовательница в области психологии, в своей книге «Предположение о воспитании» считает, что теория привязанности абсолютизирует фигуру матери.

Согласно теории, у ребенка из детдома может быть только дезорганизованная привязанность, которую можно "исправить", если приемный родитель будет постоянно восполнять нехватку привязанности у ребенка. Кстати, именно так об этом пишет в своей книге «Привязанность. Тайная опора в жизни ребенка» Людмила Петрановская. Но, Харрис сама была мамой приемного ребенка и проводила много исследований в этой области. Она обнаружила, что дети из детского дома иногда не показывали нарушений, потому что эти дети обладали крепкой нервной системой и высоким уровнем рефлексии, хотя взрослого в их жизни не было.

Ещё данная теория подвергалась критике от психолога Джерома Кагана. Он утверждал, что выводы, сделанные на основе эксперимента «Незнакомая ситуация» верны только в ситуациях кратковременного воздействия. При более длительных наблюдениях дети вели себя абсолютно иначе. Различные исследования, показали, что то, как ребёнок реагирует зависит не только от отношений между ним и взрослым, но и от других факторов, такие как возраст, социальный класс и т.д. В качестве примера можно найти детей с негативным аффектом, вроде избыточной возбудимости с реакцией гнева вответ на стимул. Этих детей относили к группе с дезорганизованной привязанностью, хотя их особенность является врождённой.

Привязанность дает родителям ощущение безопасности: «Если я буду любить, формировать надежную привязанность – у него все будет хорошо». Но, привязанность – это не залог успеха, она не дает никаких гарантий.

В привязанности много полезного, она связывает ребенка и взрослого, давая малышу все необходимое для роста, развития и, в конечном итоге, отделения от родителей. Именно здоровая привязанность помогает ребенку сепарироваться и вступить в самостоятельную жизнь.