Даже боюсь сказать, что работала методистом ( остальные 33 года учителем). Самый ненавистный человек для школы! Понимаю... и расстраиваюсь. Поэтому обращаюсь преимущественно к завучам-методистам. Давно хочется поделиться своими мыслями по содержанию реальной методической помощи. Если для вас нет ничего нового, извините за потерянное время.
На мой взгляд, самое главное – это правильный анализ причин выявленных проблем. И ориентироваться надо на задания ЕГЭ по русскому языку. Да-да, не удивляйтесь. Почему иногда в, казалось бы, простых заданиях по любому предмету дети допускают невероятно глупые ошибки? Потому что на уроке в тень уходят, говоря научным языком, метапредметные навыки. Я имею в виду системную и систематическую работу над ними.
Начнём с малого: выпускник к 10 классу не привык самостоятельно вникать в смысл и условия задания. «За кадром» остаются «мелочи»: вариант-вариантЫ ответов, сколько их, что конкретно нужно сделать.
Я бы советовала с начала года чётко озвучить учителям требование систематически заставлять детей самостоятельно «вычитывать» учебник, условие задачи ( а это тяжёлый труд). Особенно – такая цель должна стоять перед учителями начальных классов. Но в 1-2 классе – только обучение навыку самостоятельного осмысления условия, содержания задачи или задания.
Учителя привыкли к «красивостям» и ещё любят «поговорить», т.е. всё красивенько самому рассказать, подвести. Пора отходить от этого! Уже сколько лет вспоминаю, как учительница 22 минуты (!!) урока сама всё рассказывала. Красиво, выразительно, со слайдами, но какой от этого толк?! Может, надо вместе определить соотношение времени на самостоятельную работу (по продуманным заранее вопросам) и на объяснение, комментарий учителя. Озвучить типичные ошибки в построении урока на всех его этапах и стимулировать менять методы работы. Сначала придётся неожиданно трудно, но потом, уверена, появится результат. Это основа основ!!! Здесь причина почти всех бед выпускников.Предупрежу слова о том, что дети это не смогут. СМОГУТ! Постепенно приучатся, что не всё в рот положат, надо и самому. Побуждайте и разразрешайте задавать даже самые глупые вопросы по непонятному моменту (можно разрешать спрашивать шёпотом, индивидуально). Между прочим, желание задать вопрос - великое дело!
Возможно введение какого-то вида контроля уролвня этих навыков (для анализа исходного состояния и появления результативности) во время посещений уроков.
Этот момент тесно связан с приёмами формирования навыков осознанного чтения текста любого стиля и жанра. Когда я работала, проводила семинары, где учителя начальных классов делились опытом с учителями среднего и старшего звена введения эффективных приёмов работы с текстом.
Такие формы работы не приняты на уроках естественных наук (это большое упущение!) Поэтому учителя средней и старшей школы сначала скептически отнеслись к общению с учителями начальной школы. Но сразу же признались в правильности «подсказок» и взяли на вооружение. Надо стимулировать к использованию таких видов работы, чтобы необходимые даже не для ЕГЭ, а для жизни навыки отрабатывались на всех уроках!! Только тогда дети научатся самостоятельно руководить своим собственным процессом мышления. Это необходимо в жизни. Вы согласны?
И, думаю, учителям-историкам, биологам, географам и др. надо вменить в обязанность использовать приёмы работы с текстом. Прежде всего – составление планов текста, параграфа. А ещё желательно в виде вопросов-ответов. Для сильных можно и на дом задавать какой-то отрывок , способный помочь понять изучаемую тему. Проверку д/з "красиво" и полезно строить на том, что сами учащиеся проведут вопросно-ответный контроль изученного дома.Есть ещё такие формы, как устное изложение, диалог.
Даже пересказ не любят наши учителя! Говорят: а что будут другие делать?! Ой, и ещё как можно заставить думать в это время! Надо просто прочитать об этих приёмах. Вот часто удивляются, почему те, кто учился в 70-е годы, всё помнят, а современные выпускники – нет? Потому что в 70-е годы урока два, например, уходило на какую-либо теорему, параграф. В итоге почти все успевали повторить-проговорить всю цепочку размышлений. В подсознании и сознании откладывались не только знания, но и логика доказательств вообще. Сегодня хотят этого достичь через проекты, но всё становится профанацией, потому что ограниченность во времени просто губительна. За один урок надо «тупо» запомнить выводы нескольких теорем…!
Использовать пересказ, диалог на основе самостоятельно добытой информации (прочитано дома или на уроке) вмесот «сухих» вопросов учителя – всё это возможно на всех уроках, кроме, наверное, математики и информатики. И то, знаете, понять условие задачи – первостепенное дело! Почему-то бегом надо заучить наизусть таблицы сложения, умножения.. А принцип этих действий остаётся за рамками сознания ребёнка. К сожалению, результаты уже налицо: современные молодые учителя и сами не владеют такими знаниями и умениями.
Продолжим о формировании навыков осознанного чтения. Логике рассуждения худо-бедно хорошие учителя учат при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ. Но ведь есть большое количество тех, кто ограничивается только переписыванием упражнений! Распространен и такой вид подготовки к ГИА: бух- напишите сочинение, молча проверили, молча поставили «двойки» - всё! Ни объяснения – как, ни анализа – почему. (здесь подробней)
Как-то вот я не признаю отговорок, что, мол, в уроке нет на это времени. Дорогие завучи-методисты, советую: проведите серию семинаров, на которых учителя всех предметов поучат друг друга продумывать, как при объяснении использовать текст учебника (можно заменить листом-копией лУчшего текста-объяснения), как при изучении нужного текста давать те же привычные задания, но с обязательным определением темы и проблемы, основной мысли автора в предложенном тексте, параграфе или его отрывке. А учителя – филологи .. не успевают на уроках русского – пусть используют уроки литературы, при анализе необходимых отрывков изучаемых произведений. (здесь и здесь подробней)
Найти время на уроке можно и следующим путём: исключить при определении темы урока «красивости» в виде чтения стихов и цитат, которые тут же забываются и не несут никакой информации, заменить форму рефлексии в виде смайликов. Лучше уж в начале урока озвучить /записать на доске необходимый круг вопросов и в конце отметить те, которые недостаточно поняты, и иметь это в виду в дальнейшем. (здесь подробней)
Непонимание прочитанного порождает не только поверхностность знаний по точным наукам. Я сделала ужасное открытие для меня, но это факт: некоторые дети не понимают, почему в художественном тексте (вроде всё близко и понятно, всё как в жизни) кто-то плачет, кто-то обиделся, кто-то повеселел, как победили и т.д! А значит, между прочим, и в жизни то же с ними происходит!! Это ведь тоже важная компетенция - социализация. А где ж её взять, если не обдумывать увиденное, услышанное, прочитанное. Но работа с текстом не ограничивается теми текстами, которые есть в литературе! Понять публицистику, научный текст очень важно для будущей успешной работы.
Подведу итог: если существуют проблемы с пониманием напечатанного слова и самостоятельным осознанием прочитанного, советую запланировать серию семинаров, посвящённую этим вопросам. Главное – семинары должны быть совместными с учителями всех уровней, охватывать всех предметников, надо конкретно изучить, попробовать существующие приёмы, понять их эффективность ( на это планируется около 2-х лет), а потом уже контролировать. На начальной стадии уель рпосещения лучше указывать как изучение.., анализ.. и т.д.
Какие формы работы методиста, вы и сами знаете. Хочу рассказать о таком: «панорама уроков». Учителя один за другим демонстрируют только эпизод урока, давая комментарии, как используется тот или иной приём. Очень быстро и эффективно.
Пока всё. Если увижу положительную реакцию, продолжу.
Извините за, возможно, чрезмерный менторский тон. Это не следствие самолюбования и гордыни, просто по-другому не смогла сформулировать.