Найти тему

Фирма «Юнкерс» в Советской России

Картинка из свободных источников. Самолет Ю-21
Картинка из свободных источников. Самолет Ю-21

В 1923 году фирма «Юнкере» была привлечена для постройки завода по производству самолетов и участия в выпуске самолетов. Завод решили строить в Филях. Помощь немецких специалистов трудно переоценить. К тому времени в Советской России современного авиационного предприятия еще не было. В Филях наладили выпуск самолетов, на предприятии работали 1350 советских и немецких специалистов. Руководил производством на предприятии «Юнкере» в Филях Пауль Шпалек, прежде, до назначения, он был директором заводов «Юнкерс» в Германии.

При производстве самолетов на заводе были использованы новейшие технологии:

- был внедрен поточно-стендовый метод производства;

- организована четкая специализация на всех участках, в цехах;

- внедрены новые технологии по изготовлению деталей, сборки агрегатов и сборке самолетов;

- разработка технологий по использованию алюминиевых сплавов, при производстве цельнометаллических самолетов.

Через пять лет после окончания работ немецких специалистов, уда лось накопить опыт в самолетостро­ении, который был использован в раз­витии отрасли.

На заводе «Юнкере» в Филях было выпущено несколько типов самоле­тов: Ю-21 (Т-21, Н-21), Ю-22, Ю-13, PS-4, G-23, JuG-1, К-47.

Самолет Ю-21 (Т-21, Н-21) — во­енный разведчик, он строился также и для гражданских нужд. Этот само­лет представлял собой моноплан-высокоплан смешанной конструкции.

Две открытые кабины предназна­чались для двух членов экипажа — летчика и воздушного стрелка-наблюдателя. В качестве силовой установ­ки использовались моторы BMW-III-a и BMW-IV-a мощностью соответ­ственно 136 и 176,4 кВ.

В немецких военно-воздушных си­лах этот самолет не нашел широкого применения. В Советской России было выпущено 122 экземпляра: в 1923 году — 40 самолетов, в 1924-м — 53, в 1925-м — 26, в 1926-м — 3.

В гражданском варианте он ис­пользовался для различных хозяйственных нужд, в частности, для проведения аэрофотосъемок в Туркестане.

Ю-22 (Ju-22) — одноместный ис­требитель, мотор BMW-111-а. Основ­ные данные, как и у Ю-21. Различие — в стартовой массе (здесь — 850 кг) и в скорости полета (здесь — 240 км/ч). Самолет в серию не пошел.

Ю-13 (Ju-13) — строился на базе пассажирского F-13. Это был один из первых воздушных судов, созданный для гражданских, в частности, ком­мерческих целей.

Экипаж состоял из двух пилотов. Вместимость самолета — четыре пассажира. Созданный и построен­ный в 1919 году, он находился в экс­плуатации до начала 1930-х годов не только в Германии и Советском Со­юзе, но во многих странах мира. Этот самолет сыграл большую роль в становлении и развитии отечествен­ной гражданской авиации, в частно­сти, первые воздушные трассы Мос­ква—Нижний Новгород обеспечива­ли эти самолеты с 1922 года. Позже, с 1923 года вошли другие трассы: Москва—Казань, Ташкент—Алма-Ата, Бухара—Хива, Бухара—Душан­бе. Двадцать машин этого типа было закуплено в Германии, пять — пост­роено на заводе в Филях. В качестве силовой установки использовались двигатели BMW III-а (мощность — 135 кВ) и позже — L5 (мощность — 232 кВ). Одномоторный самолет был надежен и прост в эксплуатации.

PS-4 (ПС-4) — эту машину назы­вали «настоящим рабочим самоле­том». В нелегкие для советской авиа­ции времена он выполнял самые раз­личные функции — транспортировка грузов, перевозка людей, аэропочта, полеты в Арктику, военные цели. В советской авиации он использовал­ся с 1927 по 1941 год.

Картинка из свободных источников. Самолет PS-4 (1927 г.)
Картинка из свободных источников. Самолет PS-4 (1927 г.)

Самолет выпускался в Филях, а так­же в Иркутске (7 машин), в авиаремонт­ных мастерских. В Москве сборка са­молета производилась в ЦАРБ (Цент­ральная авиамоторная база). Все основные узлы, агрегаты и детали и, конечно, двигатели поставлялись из Гер­мании. Первые 10 машин были доставлены в Советский Союз из Германии. Они выпускались как сухопутные, так и на поплавках. До 1941 года самоле­ты ПС-4 летали на сибирских трассах.

Ю-23 (Ju-23, G-23 — трехмотор­ный пассажирский самолет, вмещавший девять пассажиров, был особен­но ценен для страны, которая нахо­дилась в стадии становления отече­ственной авиации. Производство цельнометаллических машин, в част­ности Ю-23, в Филях имело большое значение для самолетостроения.

Картинка из свободных источников. Самолет Ю-23 (1925 г.)
Картинка из свободных источников. Самолет Ю-23 (1925 г.)

Самолет не был скоростным, раз­вивал скорость 175 км/ч, но отличал­ся надежностью и относительной простотой в эксплуатации. Дальние полеты этого самолета, выполняе­мые советскими летчиками, были тому безоговорочным подтвержде­нием. В Советском Союзе этот са­молет вызывал интерес в связи с не­обходимостью укрепления военно- воздушных сил. Создание военного самолета было оговорено особо дву­мя сторонами; появились самолеты с вооружением — бомбардировщики.

JuG-1 (К-3, R-42) — тяжелый, трехмоторный бомбардировщик. В 1925 году состоялся его первый по лет. В 1926 году в Советский Союз поступило 15 самолетов, в 1927-м — восемь. Вооружение самолета было отечественным.

В 1931 —1932 годах самолет ис­пользовался в ведомстве Главного управления гражданского воздушно­го флота (с 1932 г. — «Аэрофлот»). Ледовые экспедиции ледоколов «Ма­лыгин» и «Красин» обеспечивались JuG-l(K-3). Самолет также строился в мор­ском варианте — на поплавках.

Стрелковое вооружение —две спа­ренные пулеметные установки в вер­хней части фюзеляжа.

К-47 — истребитель, двухмест­ный, двухкилевой низкоплан, строил­ся в 1928 году (Дессау). В 1930 году Советский Союз приобрел два само­лета.

Картинка из свободных источников. Двухместный истребитель К-47 (1927 г.)
Картинка из свободных источников. Двухместный истребитель К-47 (1927 г.)

Самолет проектировался как ис­требитель, в задней кабине распола­гался по стандартной схеме («спина к спине») стрелок. Мощные моторы обеспечивали хорошие летно-тактические возможности самолета, в частности, скорость полета достигала 300 км/ч. На самолете устанавливаюсь моторы BMW«Hornet» (550 л.с.) или Bristol«JupiterVII» (600 л.с.). Са­молет был испытан советскими лет­чиками в НИИ ВВС и получил хоро­шие оценки.

Продолжение следует….

Уважаемые читатели! Подпишитесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации