Если ты думаешь, что видение – это шаманская фантазия, что она учит тебя только переходить в особое состояние ума, ты прав. Но, как и шаманские танцы, она работает.
Видение нужно, чтобы:
синхронизировать партнеров;
снять неопределенность от будущего у команды;
сконцентрироваться на чем-то одном: нельзя быть успешным во всем.
Как его сформулировать?
Видение – это возможность объяснить, что будет с компанией через 5 лет. Тут важно оговориться, что видение – это процесс коммуникации, а не цель. Памятник делают не для того, чтобы он стоял. Вот и здесь: люди должны заряжаться, представлять себе будущее и действовать в соответствии с ним. Порой для этого надо максимально упростить – так, чтобы его понял даже ребенок.
Чичваркин мне однажды ответил, что его видение – это карта России с флажками, где будут открыты его салоны. А ещё – быть первыми или вторыми в стране и держать 30% рынка. Ему этого было достаточно.
Если видение не сработало, тогда в чем польза?
Это нормальная история. Видение может подтвердиться, а может и на подтвердиться. Если не оправдается, то ты получишь за это.
Но здесь как в стрельбе. Ты можешь промахнуться только тогда, когда у тебя есть цель. В этом плане никуда не целиться очень выгодная стратегия: куда попал – туда мишень повесил.
Зачем видение тому, кого все устраивает? За 25 лет работы в разных проектах я понял, что видение нужно не всем. Зачем тащить в счастливое будущее того, кто не хочет? Как однажды ответил мой тренер по боксу, когда я начал сомневаться, что у меня не получается: «Ты бьешь? Падают? И не дёргайся, всё нормально». Так и в остальном: если без видения все устраивает, ничего усложнять не надо.
Насколько подробно его описывать?
Тут нужно найти баланс, чрезмерно не уходить в детали. Конечно, они уточняют некоторое моменты, но за деревьями может быть не видно леса. Например, в нашей сети клиник видение включает в себя коммуникацию со средой, развитие сети, IT-система, финансовые вопросы. А вот то, какие у нас будут бейджики у персонала, на стратсессии по видению не обсуждаем: согласовывать надо только общие нюансы.
Как проверить, что видение жизнеспособно? На своей шкуре. Сначала сформулировал – потом пошел и попробовал. Помню, когда разрабатывали вместе с командой концепцию АЗС «Газпромнефти», и мы вместе с топ-менеджерами – мыли фары машин на заправках, сами заправки, готовили кофе и спрашивали клиентов об их потребностях, все чтобы погрузиться в состояние клиента. Тогда принимали решение, нужно ли делать кафе на заправках. В моменте это казалось лажей. Но через некоторое время «Газпромнефть» отчитался, что они получили больше прибыли на кофе, чем на бензине.