Обратите внимание: именно КЮБЛЕР-РОСС, а не КЮБЛЕР - РОСС. Потому что у этого человека, как и у ВОЙНО-ЯСЕНЕЦКОГО с НОЭЛЬ-НОЙМАН, двойная фамилия. В отличие от ГЕЛЬМГОЛЬЦА - РАУША, ДАННИНГА - КРЮГЕРА и РЭЛЕЯ - БЕНАРА.
Когда человек сталкивается с травмирующей ситуацией (узнаёт страшный диагноз, лишается конечности, теряет близкого, терпит поражение в бою или на войне), как правило, он переживает те же стадии (или этапы) горя, что и все остальные люди.
Стадия №1. Отрицание
Человек отказывается поверить в случившееся, ему кажется, что он спит и всё это происходит не с ним. А у него, на самом деле, всё хорошо, как и прежде, просто сейчас почему-то перед ним крутят какое-то дурацкое кино, но оно скоро закончится и всё опять станет мирным и добрым, как прежде.
Стадия №2. Гнев
Но, наконец, до него доходит страшная правда... и он испытывает гнев, начинает злиться на всё и всех. Ему кажется, что это очень несправедливо, ведь такое могло произойти с кем угодно, а почему-то под удар попал именно он. За что, что он плохого сделал, почему попал под раздачу, он же гораздо лучше многих окружающих, которые грешат, делают ужасные вещи, предают, оскорбляют, убивают, но, тем не менее, живут долго и счастливо, даже не болея. А я-то почему должен страдать?!! О чём они там, наверху, думают?!!
Стадия №3. Торг
Наконец, гнев проходит, энергия зла ослабевает. И тогда человек начинает ставить жизни (или - смерти) условия: мол, ладно, твоя взяла, согласен с поражением, но у меня ведь, как у всех приговорённых, есть же последнее желание, верно? Так вот, хочу напоследок насладиться жизнью - покорить Монблан, переспать с первой красавицей на работе, набить шефу морду, поставить все деньги на карту, выиграть и спустить всё в ночном клубе... Нет, лучше - достроить дом, который не мог осилить последние 10 лет, всё руки не доходили. Или же - написать книгу, о которой мечтал. А уже потом - так и быть, как договорились.
Стадия №4. Депрессия
Однако потом и эта мысль постепенно растворяется во мраке осознания - нет, сколько бы ты ни пытался отодвинуть от себя ужас происходящего и произошедшего, ничего назад не вернуть, чудес не бывает. Мёртвого не оживишь, ногу не пришьёшь, сгоревший дотла дом не восстановишь из пепла. А если так... зачем вообще дёргаться! Если врач сказал, что жить тебе осталось, максимум, полгода, то всё за пределами финишной черты - не для тебя, потому что тебя там уже не будет. Да и до черты тоже, потому что всё будет только хуже и хуже...
Стадия №5. Принятие
И всё-таки, рано или поздно, должен наступить этап, когда человек способен принять даже самую страшную реальность. Да, я скоро умру. Да, мне дадут, минимум, 15 лет за убийство. Да, жена меня уже никогда не простит, потому что не сможет забыть моего предательства. Да, такой собаки, как Бобик, у меня уже не будет... Но - что поделать, пока есть возможность, надо жить дальше и постараться за оставшееся время сделать что-нибудь хорошее. Для себя или для других. Потому что, мало ли, вдруг ТАМ и правда кто-то есть - он оценит факт моего полного смирения и духовного перерождения...
Элизабет Кюблер-Росс (8 июля 1926 0 24 августа 2004) - американский психолог, автор книги «О смерти и умирании». Окончила медицинский факультет Цюрихского университета, после чего уехала в США. Работала в больницах Нью-Йорка, Чикаго, Колорадо, где её очень сильно поразило то, как холодно врачи относятся к умирающим. Поэтому сама она старалась быть с пациентами до конца, слушая их предсмертные исповеди.
За годы работы в этом качестве Кюблер-Росс выяснила, что подавляющее большинство больных, особенно тяжёлых, объединяет одно и то же - реакция на свой приговор, которая у разных людей может быть разной, но всегда проходит по одному и тому же сценарию.
Правда, в преклонные годы она всё больше и больше стала уходить в тему загробной жизни и путешествии души вне тела. Из-за чего к её исследованиям в целом стали относиться довольно скептически. А когда стала приводить к пациентам медиумов, так учёные мужи вообще стали делать вывод - леди окончательно поехала на оккультизме!
А жаль, потому что МОДЕЛЬ ГОРЯ КЮБЛЕР-РОСС действительно помогает многое понять - причём не только касаемо болезней и смерти.
С другой стороны, справедлива и критика в её адрес по поводу того, что не у всех пациентов наблюдаются все 5 стадий, не все проходят их в той самой последовательности, и пр.
Например, один политолог заметил, что после 2014 года огромное количество украинцев пережили потерю Крыма в обратной задом наперёд.
Сначала было ПРИНЯТИЕ: "Отняли полуостров? Да и хрен с ним, подавитесь! Он нам всё равно был не нужен! У нас земли навалом, да не каки-нибудь камней, а эталонного чернозёма!"
Потом накатила ДЕПРЕССИЯ: "Отжали.... Такой огромный кусок земли... Нашей, родной, украинской... И никто ведь пальцем не пошевелил, чтобы помешать... Если так и дальше пойдёт - всё, хана стране..."
Затем был ТОРГ: "Ну хорошо, чёрт с вами, он ваш. Но - давайте договоримся - за него вы нам заплатите 100500 миллиардов долларов. И/или мы у вас отберём всё, что находится на нашей территории. Согласны на то, чтобы вы нам в течение 1000 лет выплачивали долго с процентами".
Далее был запоздалый ГНЕВ: "Сволочи!!! Не хотите договариваться возвращать украденное?!! Ну так мы вас силой заставим!!! За нас весь мир! Да мы и сами не лыком шиты, вот немного накопим силы и отберём у вас наше. Да и ваше тоже - в качестве морального вреда! И всех, кто там есть - пороть, пороть, пороть!!!!!!"
А в итоге было, как ни странно, ОТРИЦАНИЕ: "Крым русский? Да не смешите. Он был, есть и будет украинским. Спросите любого в мире. Кароче, #Крымнаш
Поэтому представленная модель, согласитесь, не является единственное верной.