Найти в Дзене

А вы хотели бы написать памфлет?

Оглавление

Эта статья о ещё одном художественно-публицистическом жанре. Будучи старше фельетона, памфлет был необычайно популярен в XVIII–XIX веках. А потом его звезда закатилась, хотя в начале XX века время от времени памфлеты ещё появлялись. Причины снижения популярности этого жанра лежат далеко за пределами литературы.

Что такое памфлет

Это художественно-публицистическое, остросатирическое произведение с явной политической окраской. Памфлет имеет чёткую направленность против конкретной личности, политической партии или социальной группы. Это произведение всегда отражает идеологическую позицию автора, чаще всего субъективную. В памфлете, как правило, делается акцент на те факты и события, что подтверждают позицию автора и обличают его оппонента, а обстоятельства, которые противоречат убеждениям автора, замалчиваются.

Памфлет, как остриё стрелы, всегда направлен против оппонента. Недаром же в эпоху расцвета этого жанра он считался эффективным оружием политической и идеологической борьбы.

Немного истории

Само слово «памфлет» имеет весьма замысловатое происхождение. Если судить по современным словарям, то оно происходит от английского pamphlet, что переводится как «брошюра», «маленькая книжечка». Однако в английский это слово попало из французского языка и изначально было именем собственным в названии сатирической пьесы XII века «Памфилус, или О любви». Превратившись в нарицательное, слово «памфлет» стало означать небольшую сатирическую книжку. В этом значении оно попало в Англию и Германию, а из Германии — в Россию.

Первые памфлеты в их современном понимании появились в Западной Европе ещё в эпоху Возрождения, и одним из основоположников этого жанра считается Эразм Роттердамский с произведением «Похвала глупости».

-2

Но особенно популярными памфлеты стали в эпоху буржуазных революций XVII–XVIII веков. В небольших сатирических брошюрках высмеивались монархия, аристократы, священники и те, кто поддерживал феодальный строй. Появившиеся в то время газеты были в основном государственными и контролировались правительством, а проконтролировать распространение небольших ядовито-сатирических книжечек было сложнее. Так, одно время издавалась целая серия памфлетов, посвящённых критике и высмеиванию кардинала Мазарини. Эти памфлеты так и назывались «Мазаринад».

Памфлеты писали многие известные писатели и публицисты XVIII-XIX веков — Вольтер (Николя де Ларжильер), Д. Дидро, Ж-Ж. Руссо, Г. Гейне, В. Гюго, Дж. Свифт, Ф. Энгельс, К. Маркс. Кстати, памфлет К. Маркса «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта» считается классикой жанра.

В России памфлет был менее популярным, чем в Западной Европе, интерес к нему появился только во середине XIX века. Пожалуй, наиболее ранним произведением этого жанра было «Путешествие из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева. Фельетоны писали В. Г. Белинский, А. И. Герцен, М. Горький. Написав большую статью «Пролетарская революция и ренегат Каутский», в этом жанре отметился и В. И. Ленин.

-3

Основные признаки памфлета

Памфлет, на первый взгляд, похож на фельетон или на сатирический рассказ, так как бывает довольно художественно написан, а нередко и герой имеется. Однако у памфлета есть несколько важных отличий и от фельетона, и от рассказа.

  • Это идейно окрашенное произведение, критикующее определённую политическую силу или её представителя. Это в памфлете главное. Фельетон тоже критикует, но это чаще всего какие-то бытовые недостатки, несвязанные с политикой, или человеческие пороки. Поэтому фельетон обычно полезен для правящих кругов, а вот памфлет полезен, только если он направлен против оппозиции.
  • В памфлете, как правило, отсутствует сюжет, есть только характеристика партии, её лидера или другой известной личности. Тогда как в центре внимания фельетона не столько личность, сколько явление — бюрократизм, пьянство, лень и т. д.
  • Памфлет не менее актуален, чем фельетон, но он более долговечен и часто является не только литературным произведением, но и важным историческим источником, потому что в нём представлен образ какого-то реального человека, причём активного участника исторических событий.
  • Если фельетон критикует и бичует, то памфлет не только критикует, но и провоцирует, приглашает к полемике.
  • Памфлет также отражает позицию автора, как и фельетон, но в памфлете автор часто скрывается под маской псевдонима и позиционирует себя как глас народа.

Для памфлета бывает характерна гиперболизация, подтасовка фактов, замалчивание, но прямая ложь не приветствуется. Этим он отличается от пасквиля.

-4

Вам всё ещё хочется написать памфлет?

Итог

Эпоха памфлетов закончилась в начале XX века. И это не связано с тотальным контролем прессы в Советском Союзе, потому что памфлет изначально был детищем Западного мира. Почему же этот жанр утратил своё значение и как направление в публицистике, и как политическое оружие? Ответить на этот вопрос непросто. Может, всё дело в распространении СМИ? Никто уже не печатает подпольно «самиздат», а издательства, как коммерческие организации, не заинтересованы в конфронтации с официальной властью.

А, может, сама классовая, социально-политическая борьба, зародившаяся в эпоху буржуазных революций, стала неактуальна и перешла на экономический уровень? Политического противника теперь стараются не осмеять, а разорить. Это как с дуэлями. Вместо того чтобы вызвать обидчика на дуэль, сейчас на него подают в суд.

Но, возможно, есть и другие причины, и вы их назовёте в комментариях?