Сегодня мы расскажем о том, как игровые логопеды, работающие в запуске речи по методике Татьяны Грузиновой и Елизаветы Гуриной, успешно обходят слабые места традиционной логопедии.
Текст длинный, но, возможно, кому-то из специалистов он даст подсказку, почему что-то не получается у его ученика, и в какой стороне может быть решение.
Итак:
1. Важность произношения.
Классические логопедические методики изначально формируют пассивный словарный запас и позже переводят его в активный.
Условно, сначала ребенка учат подавать картинку в ответ на инструкцию «Где ...?», и лишь потом ожидается, что ребенок начнет называть изученный предмет.
Но если ребенок не может произнести слово, мы не можем быть уверены в том, что он зафиксировал на нем свое внимание, что он его различает с другим, звучащим аналогично.
В то же время, если ребенок указывает на нужную карточку по инструкции – не факт, что это слово он может произнести, так как у большой части детей с особенностями есть проблемы именно с произвольным произнесением слов.
Однако, если ребенок произносит слово, когда ему показывают предмет, то он с высокой долей вероятности и подаст его в ответ на инструкцию взрослого.
Вышеописанное подтверждено исследованиями.
По методике Грузиновой мы начинаем работу сразу с активного словаря и большое внимание уделяем обучению произнесения слов по инструкции взрослого.
2. Гарантированное вызывание звуков.
Татьяна Грузинова разработала и запатентовала уникальную технологию, гарантированно вызывающую все звуки.
Она строится на системе опор: физической помощи, жестовых подсказках, визуальных символах.
Методика гарантирует результат как детям, в произносительном репертуаре которых уже присутствует часть звуков, так и малышам, которые не умеют произнести ни одного звука по инструкции.
Важной частью обучения наших специалистов является обучение уходу от подсказок, после того, как звук автоматизирован.
3. Академический и игровой подход.
В норме речь у ребенка появляется в начале 2-го года жизни, как инструмент общения: чтобы описать наблюдения, попросить что-либо, предложить свою помощь.
Освоение речи как минимальной мыслительной единицы происходит позже – на 3-м году жизни.
По словам Л.С. Выготского, в 2 года происходит встреча мышления и речи. До этого речь имеет исключительно коммуникативную функцию.
В классических логопедических методиках речь развивается с использованием картинок, в академической среде.
На первый взгляд, это разумно – часто деткам, которые занимаются с логопедом при аутизме или алалии, больше 2-х лет.
Но проблема в том, что по существу они еще не прошли ключевую ступень в овладении речью: не поняли, что речь обслуживает потребности, что использовать ее удобно.
«Усаживать» таких детей с картинками за стол – бессмысленно, ведь выученные таким способом слова часто никак не переходят в жизнь, и используются ребенком лишь на занятии.
Поэтому некоторые дети, развитие речи которых происходило в академическом ключе, говорят и называют картинки, но не используют речь для общения. Особенно это характерно для детей с аутизмом.
По методике Грузиновой-Гуриной при выборе приемов и техник развития речи игровой логопед отталкивается не от «положенных по возрасту» материалов, а от мотиваций и стремлений, присущих конкретному ребенку.
В игровом подходе мы повторяем нормативный путь, создаем много ситуаций взаимодействия, в которых ребенок применяет речь для общения.
Мы делаем это с неговорящими детьми любого возраста, так как, сколько бы лет ни было ребенку, если ступень не пройдена – дальше речь развиваться не будет.
Первые слова и фразы, которым мы обучаем детей, используются для общения: ребята обозначают ими свои желания, наблюдения, эмоции – а значит, легко переносят навыки в жизнь и используют изученные слова в повседневной среде.
4. Тандем Родитель-Логопед.
Игровой логопед всегда работает в плотном партнерстве с родителями. Они участвуют в логопедических занятиях и активно занимаются в повседневной жизни, обучая ребенка использовать речь в постоянном общении.
Игровой логопед не стоит на вершине пирамиды, не диктует стратегии работы. Он предлагает доказательные, проверенные временем подходы, показывает технологию использования.
Запрос семьи – один из определяющих критериев при выборе стратегии речевого развития.
Как показывает практика, родитель и его запрос – ключевые факторы успеха всей работы по запуску речи.
5. Измерение результата.
Игровые логопеды – единственные логопеды, которые работают с постановкой SMART-целей.
Они ставят локальные цели на 2-3 месяца и определяют для них речевую задачу, которая будет реализована. В конце обозначенного периода производят оценку.
Такой подход позволяет оценить точность, динамику и скорость развития речи ребенка.
Резюмируя:
Методика Татьяны Грузиновой и Елизаветы Гуриной считается наиболее передовой и эффективной в запуске речи неговорящих детей не потому, что ее хорошо пиарят :)
Она такова потому, что работает над речью системно, опирается на научные исследования, использует опыт и подходы смежных с логопедией областей и перекрывает слабые места в традиционных подходах. Причем, ни в коем случае эти подходы не отрицает, а базируется на них и их усиливает.
Методика Грузиновой-Гуриной:
- Позволяет работать с ребенком в позитивном ключе, без насилия над естественными мотивациями и потребностями.
- Доставляет ему радость.
- При этом предлагает обозримый и измеримый результат.
- Ставит четкие цели.
- Воздействует точечно на процесс, который нарушен, реставрируя его и позволяя продвинуться дальше.
Все это помогает ребенку освоить произнесение звуков, слогов и слов и, если необходимо, обрести понимание речи, в кратчайшие сроки.
Вы специалист и хотите научиться этой методике?
Переходите на сайт "Школы Игровой Логопедии". Там можно узнать даты ближайшего начала обучения, почитать подробнее об Онлайн-Курсе "Запуск речи неговорящих детей: от 0 до фразовой речи" и самой методике Татьяны Грузиновой и Елизаветы Гуриной.
Бесплатно получить файл с играми "12+1 игра для вызывания звуков".
(Школа Игровой Логопедии – проект "Территории речи" для специалистов)