На своем канале, в статье про деревню Василево, я уже упоминал, что выйские деревни значительно удалены от крупных населенных пунктов и добраться к ним весьма не просто. Добраться до выйских деревень было не легко как раньше, так и сейчас, за исключением разве что советского периода времени, когда на Севере была развита малая авиация и на Выю летали самолеты АН-2. В то время продолжительность полета самолета из районного центра села Верхняя Тойма до центральной выйской деревни Окуловской составляло 45 минут. Задолго до появления в этих краях малой авиации от села Верхняя Тойма до Выи существовала единственная дорога, называемая Пинежским трактом или волоком. Эта дорога проходила через деревню Вершину, Милу и малопинежские деревни. От малопинежской деревни Горка дорога уходила в Гаврилово, а от него уже в Окуловскую и дальше в низовья реки Пинеги.
Пожалуй, впервые описал дорогу из Верхней Тоймы до Выи известный русский художник Василий Верещагин, путешествовавший в этих краях в 1894 году. В своих дневниках он так описывает впечатления о той поездке:
"Я поехал в сторону, в Гавриловскую волость, к истокам Пинеги, за 120 верст, где мне хотелось посмотреть на прославившееся в окрестности деревянное изображение св. Николая Чудотворца, в человеческий рост.
По ужасной лесной дороге, которую нельзя не только описать, но и представить себе, мы приехали в село Вершину, с церковью, напоминающею Белослудскую, и потом выехали дальше. Перо отказывается описывать дальнейший путь - все лесами удельного ведомства, а потом и казенными - это что-то до того первобытное, запущенное, заброшенное, что вряд ли что-либо подобное есть в каком-нибудь другом царстве. Утешают тем, что прежде было еще хуже, что лет 20 тому назад по этим болотистым местам возили людей и груз лошадями же, но в лодках, и не иначе, конечно, как шагом. За то же езда тогда была дешева, а теперь земская почта берет большие деньги и двигает тем же шагом! Путь состоит из бревен вершинника, брошенных через дорогу, в расстоянии, примерно, аршина одно от другого, так что колеса телеги или тарантаса все время ударяются, стукаются, подскакивают. Иногда огромное дерево преграждает путь, приходится объезжать стороною, по кочкам и никто не заботится о том, чтобы расчистить путь. Единственное начальство, урядник, живущий верстах в 40 — 50, занимается охотою, рыболовством, хлебопашеством, но не службою.
Есть станции «в волоке», т.е. в лесу, где грязная изба содержителя лошадей и навес для телег составляют, на десятки верст кругом, единственные жилые постройки. Лошади ходят в волоке с сильными бубенцами на шее, чтобы не потеряться.
Из-за дождя пришлось переночевать в одном из таких убогих, грязных помещений и с великим трудом, постоянно рискуя вывалиться и все переломать, я добрался к вечеру второго дня до истоков Пинеги...".
Сама икона Николы и Ильинская церковь для художника показались малоинтересными, вероятно впечатления от них подпортила пережитая ранее дорога до Выи. Сделав небольшой набросок, художник вскоре отправился в обратный путь при этом, как он описывает, впряг в телегу пять лошадей и, пообещав ямщикам "хорошую на водку", скакал так, что на всю оставшуюся жизнь запомнил дорогу по Пинежским болотам.
Первый директор Сольвычегодского музея Томский Илья Иванович, побывавший на Вые в 1921 году во время своей экспедиции в верховья реки Пинеги, также описывает Пинежский тракт в своем топографо-историческом очерке "Малая Пинежка и Выя":
"В настоящее время присоединиться к описанию Верещагина нельзя. Дорога на Пинегу сносная и "плавать по болотам" в лодке не приходится. Правда, должно оговориться, что мне пришлось ехать по ней в сухое время; осенью, говорят, дорога плоховата.".
Хотя Томский И.И. называет дорогу до Выи сносной, но тем не менее признает этот край удаленным, труднодоступным и "полным таинственности и каким-то странным" - так он описывает его в своем труде "Эскизы из природы и жизни Малопинежья" в 1922 году. В том же очерке Илья Иванович пишет, что Малопинежье и Выя отрезаны от железной дороги на расстояние в 450 верст и от парохода - в 150 верст, также упоминает, что когда назначают туда (на Выю и Малопинежье) учительниц в школы, они со слезами на глазах упрашивают не посылать их туда.
В конце труда "Эскизы из природы и жизни Малопинежья" Томский И.И. приводит описание Пинежского тракта:
"Из Гавриловской волости дорога в Горку идет волоком на расстояние 35 верст. В начале волока от Гавриловской волости на верст 10 она идет по высокому песчаному месту и довольно хорошая. Затем переходит в глинистую почву, не доезжая верст 10 до Горки тянется по торфяному болоту. И эти верст 10 ехать уже не приходится, полотно дороги сильно попорчено, и телега перескакивает с жерди на жердь.".
Также Томский И.И. в своем труде "Эскизы из природы и жизни Малопинежья" упоминает и о двух других весьма значимых для Выи дорогах, строительство которых было начато, но так и не было завершено. Это дороги на Шиднему и на Красноборск:
"Дорога на Шиднему должна соединить Гавриловскую волость с рекой Пинегой в пределах Архангельской губернии на расстоянии 58 верст, а оттуда с Сурой (дорога от Шиднемы на Суру имеется хорошая) на расстоянии 27 верст, в селе Суре, имеется пароходная пристань. Таким образом, с устройством дороги на Шиднему выгадывалось бы более чем 60 вёрст пути и экономились бы почти вдвое время и труд.
За время существования Пинежского фронта Шиднемская дорога прочищена, поставлены телеграфные столбы, наведены мосты, остаётся только верст на 10 пройти жердевой настилкой и сделать несколько мостов через небольшие, не превышающие 5-10 саженей речки.".
Как видно из описания Томского И.И., Шиднемская дорога наибольшее свое развитие и значение получила во время Гражданской войны в 1919 году. Стоит отметить, что спустя 100 лет Шиднемская дорога вновь обрела свое значение и ей снова начали пользоваться в 2022 году, благодаря тому, что по ней можно проехать до лесовозных дорог "Титана" и по ним уже добраться до Пинежского поселка Кулосега, что значительно упрощает путь с Выи до села Карпогоры.
Другая значимая для Выи дорога на Красноборск в начале XX века также строилась. Вот что писал про нее Томский И.И.:
"Дорога должна соединить Пинежские волости с Белой Слудой на расстоянии 100 верст и открыть прямую дорогу на Котлас, связав Малопинежье с железнодорожным узлом. Дорога на Красноборск сокращала бы расстояние с 450 верст (через В. Тойму на Котлас) до 100-150 верст.
С проведением дороги на Красноборск населению Пинежских волостей не нужно было бы целыми месяцами ожидать доставки грузов из Котласа на В. Тойму пароходом и вывозить от себя пушнину и дичь в В. Тойму за 150 верст, оттуда – на Котлас за 300 верст, а доставлять ее прямо к железной дороге на расстоянии 100-150 верст".
Ни Шиднемская дорога, ни дорога на Красноборск полностью достроены не были. Как писал Томский И.И. в 1922 году: "несмотря на хлопоты населения и лесничих, на окончание ее (дороги) не отпускается ни средств, ни рабочей силы".
В советское время Пинежский тракт до появления в этих краях малой авиации еще использовался, но часто по нему в 1930-х и 1940-х годах ходили пешком до Верхней Тоймы. Как вспоминали выйские старожилы, пеший путь с Выи до Верхней Тоймы в одну сторону у них занимал трое суток. Если учесть, что расстояние по Пинежскому тракту с Гаврилово до Верхней Тоймы составляет около 150 км, то получается, что в день в среднем они проходили около 50 км. Это не мало. Ходили пешком до Верхней Тоймы по разным делам мужчины и женщины, также ходили молодые парни и девушки за тем, например, чтобы получить первый в своей жизни паспорт. В дороге путники ночевали в лесных избушках.
С 1960-х годов по 1995-ый на Выю летали самолеты, что существенно сделало этот край более доступным. Пинежский тракт в это время перестал использоваться в качестве дороги, но на нем были установлены телеграфные столбы, и он стал использоваться как линия телефонной связи. Дорога же, соединяющая Выю с Верхней Тоймой, была сделана через вновь построенный лесопункт Осяткино, однако, дорожного покрытия и мостов более или менее качественных сделано на ней не было, и она использовалась преимущественно зимой.
Когда же малая авиация на Севере в 1990-х годах прекратила свое существование, "попажа" с Верхней Тоймы до Выи можно сказать, что вновь вернулась к тем временам, когда путешествовал в этих краях художник Верещагин В.В. - "которую нельзя не только описать, но и представить себе". Особенно трудно было добраться до Выи в конце 1990-х годов и в начале 2000-х в летнее время, когда переполненный пассажирами вахтовый автобус "Урал" возил людей с Верхней Тоймы до Выи по лесным дорогам, местами пересекая болота и реки и при этом не редко в них застревая. Путь тогда с Верхней Тоймы до Выи занимал 8 часов и более.