Найти в Дзене
Николай Д.

Выйские дороги.

На своем канале, в статье про деревню Василево, я уже упоминал, что выйские деревни значительно удалены от крупных населенных пунктов и добраться к ним весьма не просто. Добраться до выйских деревень было не легко как раньше, так и сейчас, за исключением разве что советского периода времени, когда на Севере была развита малая авиация и на Выю летали самолеты АН-2. В то время продолжительность полета самолета из районного центра села Верхняя Тойма до центральной выйской деревни Окуловской составляло 45 минут. Задолго до появления в этих краях малой авиации от села Верхняя Тойма до Выи существовала единственная дорога, называемая Пинежским трактом или волоком. Эта дорога проходила через деревню Вершину, Милу и малопинежские деревни. От малопинежской деревни Горка дорога уходила в Гаврилово, а от него уже в Окуловскую и дальше в низовья реки Пинеги.

Фрагмент карты автодорог Архангельской области 1960 года, где нанесен Пинежский тракт, идущий от Верхней Тоймы до Усть-Выйской.
Фрагмент карты автодорог Архангельской области 1960 года, где нанесен Пинежский тракт, идущий от Верхней Тоймы до Усть-Выйской.

Пожалуй, впервые описал дорогу из Верхней Тоймы до Выи известный русский художник Василий Верещагин, путешествовавший в этих краях в 1894 году. В своих дневниках он так описывает впечатления о той поездке:

"Я поехал в сторону, в Гавриловскую волость, к истокам Пинеги, за 120 верст, где мне хотелось посмотреть на прославившееся в окрестности деревянное изображение св. Николая Чудотворца, в человеческий рост.

По ужасной лесной дороге, которую нельзя не только описать, но и представить себе, мы приехали в село Вершину, с церковью, напоминающею Белослудскую, и потом выехали дальше. Перо отказывается описывать дальнейший путь - все лесами удельного ведомства, а потом и казенными - это что-то до того первобытное, запущенное, заброшенное, что вряд ли что-либо подобное есть в каком-нибудь другом царстве. Утешают тем, что прежде было еще хуже, что лет 20 тому назад по этим болотистым местам возили людей и груз лошадями же, но в лодках, и не иначе, конечно, как шагом. За то же езда тогда была дешева, а теперь земская почта берет большие деньги и двигает тем же шагом! Путь состоит из бревен вершинника, брошенных через дорогу, в расстоянии, примерно, аршина одно от другого, так что колеса телеги или тарантаса все время ударяются, стукаются, подскакивают. Иногда огромное дерево преграждает путь, приходится объезжать стороною, по кочкам и никто не заботится о том, чтобы расчистить путь. Единственное начальство, урядник, живущий верстах в 40 — 50, занимается охотою, рыболовством, хлебопашеством, но не службою.

Есть станции «в волоке», т.е. в лесу, где грязная изба содержителя лошадей и навес для телег составляют, на десятки верст кругом, единственные жилые постройки. Лошади ходят в волоке с сильными бубенцами на шее, чтобы не потеряться.

Из-за дождя пришлось переночевать в одном из таких убогих, грязных помещений и с великим трудом, постоянно рискуя вывалиться и все переломать, я добрался к вечеру второго дня до истоков Пинеги...".

Сама икона Николы и Ильинская церковь для художника показались малоинтересными, вероятно впечатления от них подпортила пережитая ранее дорога до Выи. Сделав небольшой набросок, художник вскоре отправился в обратный путь при этом, как он описывает, впряг в телегу пять лошадей и, пообещав ямщикам "хорошую на водку", скакал так, что на всю оставшуюся жизнь запомнил дорогу по Пинежским болотам.

В.В. Верещагин "Икона Николы с верховьев Пинеги". 1894 год. Государственная Третьяковская галерея.
В.В. Верещагин "Икона Николы с верховьев Пинеги". 1894 год. Государственная Третьяковская галерея.

Первый директор Сольвычегодского музея Томский Илья Иванович, побывавший на Вые в 1921 году во время своей экспедиции в верховья реки Пинеги, также описывает Пинежский тракт в своем топографо-историческом очерке "Малая Пинежка и Выя":

"В настоящее время присоединиться к описанию Верещагина нельзя. Дорога на Пинегу сносная и "плавать по болотам" в лодке не приходится. Правда, должно оговориться, что мне пришлось ехать по ней в сухое время; осенью, говорят, дорога плоховата.".

Хотя Томский И.И. называет дорогу до Выи сносной, но тем не менее признает этот край удаленным, труднодоступным и "полным таинственности и каким-то странным" - так он описывает его в своем труде "Эскизы из природы и жизни Малопинежья" в 1922 году. В том же очерке Илья Иванович пишет, что Малопинежье и Выя отрезаны от железной дороги на расстояние в 450 верст и от парохода - в 150 верст, также упоминает, что когда назначают туда (на Выю и Малопинежье) учительниц в школы, они со слезами на глазах упрашивают не посылать их туда.

В конце труда "Эскизы из природы и жизни Малопинежья" Томский И.И. приводит описание Пинежского тракта:

"Из Гавриловской волости дорога в Горку идет волоком на расстояние 35 верст. В начале волока от Гавриловской волости на верст 10 она идет по высокому песчаному месту и довольно хорошая. Затем переходит в глинистую почву, не доезжая верст 10 до Горки тянется по торфяному болоту. И эти верст 10 ехать уже не приходится, полотно дороги сильно попорчено, и телега перескакивает с жерди на жердь.".

Дорога от Горки к Гавриловской волости. Фото Томского И.И. 1921 г.
Дорога от Горки к Гавриловской волости. Фото Томского И.И. 1921 г.

Также Томский И.И. в своем труде "Эскизы из природы и жизни Малопинежья" упоминает и о двух других весьма значимых для Выи дорогах, строительство которых было начато, но так и не было завершено. Это дороги на Шиднему и на Красноборск:

"Дорога на Шиднему должна соединить Гавриловскую волость с рекой Пинегой в пределах Архангельской губернии на расстоянии 58 верст, а оттуда с Сурой (дорога от Шиднемы на Суру имеется хорошая) на расстоянии 27 верст, в селе Суре, имеется пароходная пристань. Таким образом, с устройством дороги на Шиднему выгадывалось бы более чем 60 вёрст пути и экономились бы почти вдвое время и труд.

За время существования Пинежского фронта Шиднемская дорога прочищена, поставлены телеграфные столбы, наведены мосты, остаётся только верст на 10 пройти жердевой настилкой и сделать несколько мостов через небольшие, не превышающие 5-10 саженей речки.".

Как видно из описания Томского И.И., Шиднемская дорога наибольшее свое развитие и значение получила во время Гражданской войны в 1919 году. Стоит отметить, что спустя 100 лет Шиднемская дорога вновь обрела свое значение и ей снова начали пользоваться в 2022 году, благодаря тому, что по ней можно проехать до лесовозных дорог "Титана" и по ним уже добраться до Пинежского поселка Кулосега, что значительно упрощает путь с Выи до села Карпогоры.

Другая значимая для Выи дорога на Красноборск в начале XX века также строилась. Вот что писал про нее Томский И.И.:

"Дорога должна соединить Пинежские волости с Белой Слудой на расстоянии 100 верст и открыть прямую дорогу на Котлас, связав Малопинежье с железнодорожным узлом. Дорога на Красноборск сокращала бы расстояние с 450 верст (через В. Тойму на Котлас) до 100-150 верст.

С проведением дороги на Красноборск населению Пинежских волостей не нужно было бы целыми месяцами ожидать доставки грузов из Котласа на В. Тойму пароходом и вывозить от себя пушнину и дичь в В. Тойму за 150 верст, оттуда – на Котлас за 300 верст, а доставлять ее прямо к железной дороге на расстоянии 100-150 верст".

Ни Шиднемская дорога, ни дорога на Красноборск полностью достроены не были. Как писал Томский И.И. в 1922 году: "несмотря на хлопоты населения и лесничих, на окончание ее (дороги) не отпускается ни средств, ни рабочей силы".

В советское время Пинежский тракт до появления в этих краях малой авиации еще использовался, но часто по нему в 1930-х и 1940-х годах ходили пешком до Верхней Тоймы. Как вспоминали выйские старожилы, пеший путь с Выи до Верхней Тоймы в одну сторону у них занимал трое суток. Если учесть, что расстояние по Пинежскому тракту с Гаврилово до Верхней Тоймы составляет около 150 км, то получается, что в день в среднем они проходили около 50 км. Это не мало. Ходили пешком до Верхней Тоймы по разным делам мужчины и женщины, также ходили молодые парни и девушки за тем, например, чтобы получить первый в своей жизни паспорт. В дороге путники ночевали в лесных избушках.

С 1960-х годов по 1995-ый на Выю летали самолеты, что существенно сделало этот край более доступным. Пинежский тракт в это время перестал использоваться в качестве дороги, но на нем были установлены телеграфные столбы, и он стал использоваться как линия телефонной связи. Дорога же, соединяющая Выю с Верхней Тоймой, была сделана через вновь построенный лесопункт Осяткино, однако, дорожного покрытия и мостов более или менее качественных сделано на ней не было, и она использовалась преимущественно зимой.

Когда же малая авиация на Севере в 1990-х годах прекратила свое существование, "попажа" с Верхней Тоймы до Выи можно сказать, что вновь вернулась к тем временам, когда путешествовал в этих краях художник Верещагин В.В. - "которую нельзя не только описать, но и представить себе". Особенно трудно было добраться до Выи в конце 1990-х годов и в начале 2000-х в летнее время, когда переполненный пассажирами вахтовый автобус "Урал" возил людей с Верхней Тоймы до Выи по лесным дорогам, местами пересекая болота и реки и при этом не редко в них застревая. Путь тогда с Верхней Тоймы до Выи занимал 8 часов и более.

Машина ЗИЛ доставляет товары на Выю в магазин сельпо с Верхней Тоймы. На фото -  преодоление вброд реки Илеши. Год съемки - предположительно 2008-ой.  #русский север  #архангельская область  #дороги
Машина ЗИЛ доставляет товары на Выю в магазин сельпо с Верхней Тоймы. На фото - преодоление вброд реки Илеши. Год съемки - предположительно 2008-ой. #русский север #архангельская область #дороги