Элита Российской империи и обычный народ – это практически не пересекающиеся друг с другом классы. В своё время Сталин выделил четыре основных признака нации, среди которых общность языка, общность территории, общность экономического уклада и национальный характер, выраженный в культуре и психологии. По всем этим четырём признакам обычный народ любого государства и его элита — это разные нации.
Обычный мужик говорил на приземлённом, необтёсанном и не структурированном русском языке. Элита говорила в основном по-немецки, по-английски и по-французски, иногда же на литературном русском, который был крестьянам незнаком. Экономически их проблемы были разные – крестьяне работали в полях по 16 часов в день, крупная же буржуазия и аристократия, пользуясь своим положением, клала доходы крестьян себе в карман и тратила на поездки заграницу и атрибуты роскоши. То же самое национальный характер культуры: ну не мог позволить себе обычный крестьянский мужик ходить в театр, изучать научную литературу и параллельно учить наизусть Пушкина - просто времени не было. Да и территориально они были разделены – кварталы для богатых и вывески в отдельных заведениях, на которых писали «Собакам и низшим чинам вход воспрещён», что уж тут говорить о безродных крестьянах?
Единственный вопрос, который так или иначе касался обоих народов - это вопрос земли. Крестьяне, которые в поте лица поколениями трудились, возделывали землю и собирали урожай, хотели бы как-то получить её в свою собственность. Разлагающаяся аристократия и зарождающаяся буржуазия владели земельными наделами в свою пользу, не считаясь с интересами крестьян, из-за чего регулярно случались крестьянские восстания.
Любопытен один случай, описанный в дореволюционной газете «Мир Божий» от 1894 года. Он показывает, настолько хорошо образование добралось до деревни, и как крестьяне мечтали уйти от помещичьего гнёта в свои земли:
«По поводу переселений в крестьянской среде возникают иногда самые фантастические планы и предприятия. Напр., в одной из деревень Саратовской губернии крестьяне собрались переселяться на планету Юпитер. «Неделя» со слов «Саратовского Листка», сообщает, что рассуждения астрономов о населённости планет проникли в довольно своеобразной форме и в Саратовскую глушь:
«Явились какие-то выходцы с Юпитера, которые стали приглашать к себе на житьё добродушных крестьян. Земля, мол, хорошая, лесу, лугов — вдоволь, в реках — рыбы сколько хочешь, зверя и птицы в лесах такая тьма, что приди целая армия — и та их не искоренит, потому — железных дорог нету, пшеница родится — золото, и занимать те земли всякому свободно. Проведал об этом и пристав. Собрал урядников, сотников, десятников. Желание N-ских крестьян переселиться на Юпитер обнаружено было вполне. Кто подстрекатель? Привели и подстрекателя, казака с. Куковичей, Оверка Шкоду. «Ты что же, такой-сякой, народ поднимаешь да бунтуешь, когда не последовало ещё распоряжение о переселении?!» Тот отпирается: «Я не грамотный! Люди говорят — земля хорошая.» В результате — протокол за распространение ложных слухов о допущении переселений на Юпитер, с ответственностью по ст. уст. о нак.
Факт этот очень характерен и заслуживает серьёзного внимания. Он показывает, во-первых, до какой степени трудно крестьянам существовать на своих наделах, раз они готовы, очертя голову, переселяться куда угодно — хотя бы на другую планету. А во-вторых, он свидетельствует о глубокой невежественности, царящей среди русского крестьянства. Вследствие полного отсутствия каких бы то ни было научных знаний, крестьяне были готовы верить всему, что им ни скажут, и всякие самые нелепые слухи с удивительной быстротой распространялись в их среде. Они верят и тому, что можно переселиться на Юпитер, и тому, что холеру напустили на них доктора»
Собственно, не добавить и не убавить от автора газетной статьи. Действительно, всё это свидетельствует как о тяжелейшей жизни крестьян, так и о том, что образование в деревню очень вяло добиралось. В то время как достопочтенные господа распивали шампанское в личной карете и думали о том, как соблазнить очередную балерину, обычные деревенские мужики и бабы думали о том, как бы уже сбросить эту кодлу со своих плеч и зажить настоящей, народно-богатырской жизнью. На их счастье в 1917 году при помощи партии большевиков, они смогли решить эту актуальную проблему.
Подписывайтесь на наш журнал, ставьте лайки, комментируйте, читайте другие наши материалы.
#фотон #общество #политика #история #империя #капитализм