Мне неожиданно стало интересно, а много ли в СССР снимали фильмы про таксистов? Нет, про постоянный подвиг комбайнеров и борьбе за урожай, она, если судить по кинематографу была вечной, причем видимо с самими собой, а не с пшеницей, фильмов много. Про водителей грузовиков тоже. А вот про водителей легковушек, или таксистов не очень. Я специально отсмотрел все рейтинги составленные коллегами и вот, что я выяснил, про жизнь таксистов или водителей кино почти не снимали. А если и снимали, то это были мелодрамы, как хорошо всем знакомый "Три тополя на Плющихе". Или шпионские детективы, как "Ошибка резидента". Но вот про самих таксистов или водителей картин почти нет. Что довольно странно, ведь профессия таксиста была окутана некой романтикой. Еще бы собственный, ну почти собственный автомобиль, недоступный большинству советских граждан. Однако я все же смог найти довольно интересный фильм под названием "Счастливый рейс" или "Машина 22-12". Почему два названия? Да просто в начальных титрах указывается, что : "эта кино-картина сделана по стерео-фильму "Машина 22-12". Производство студии "Стереокино".
С одной стороны это мелодрама с классическим любовным треугольником. С другой, в фильме помимо праздных проездов по Москве есть еще и скрытая сторона. А именно ремзоны автохозяйства. Ведь не секрет, что автомобили того времени требовали постоянного ухода. В них нельзя было залить бензин и просто ездить.
Еще до того, как мы знакомимся с персонажами в картине идет увертюра под песню "Здравствуй, Москва!" Песня была довольно популярной, ее создали на празднование 800 летия города. Музыку к ней написал Сигизмунд Кац, а слова Анатолий Софронов. Нам показывают улицы города, по которым конечно же едут автомобили. И перваяже на машина это М-11-73, Это модернизированный вариам М-1 с шестицилиндровым мотором объемом 3,5 литра.
А вот "поливальная" машина на базе тяжелого грузовика ЯГ-6 производившийся Ярославским государственным автозаводом.
А вот машины явно попавшие в Москву после окончания войны. Мы видим корму Mercedes 320 1937 года. На навстречу ему едет Hudson Custom Eight.
Вот Opel Kapitan Cabriolet, он по левую сторону от Mercedes. А вот в левом крайнем углу стоит Hanomag Rekord выпускавшийся с 1934 по 1940 год.
В профиль отечественный М-1, навстречу ему движется Opel P4. На парковке стоит М-20 Победа, явно какой-то Mercedes(определить нет возможности) и Opel Kapitan.
А вот опять ЯГ-6
Это обычный М-1
Вот довольно редкий пикап выпущенный на заводе Молотова в Горьком М-415. Мотоцикл, что едет за ним может быть как BMW R71, так и ИМЗ- М-72. Поскольку фильм все же 1949 года, то это может быть какая угодно машина.
С троллейбусом все ясно, это МТБ-82. А вот с кабриолет не очень понятно. Если учесть тот факт, что фильм вышел в прокат в 1949, то этот автомобиль ну никак не может быть Москвичем-400 кабриолет. Поскольку производство модели МЗМА-400-402 было начато именно в 49. Тогда выхоит это все же немецкий Opel Kadett K38.
Отмечу, что прошло уже почти четыре минуты, а мы даже не знакомы с героями. И вот в кадре появляется регулировщица и "убитый", без передней фары грузовик ГАЗ-АА. Видимо для пущего контраста рядом останавливается отмытый, словно только с конвейера ГАЗ-ММ. Причем, судя по крыльям, обратите внимание, что они угловатые, это версия повившаяся во время войны и выпускавшаяся после нее. Она носила обозначение"В" - военный.
Водитель машины грубо нарушает правила дорожного движения и не реагирует на знаки регулировщика. Тогда девушка милиционер записывает номерной знак машины. И вот мы видим, что это автомобиль который будет играть свою роль с главными героями картины. На ободраном борту кузова значатся цифры "22-12".
Автомобиль в жутком техническом состоянии.
А его водитель, шофер Первого класса Макар Зачесов(Михаил Жаров) кроме насмешек у сослуживцев ничего не вызывает.
А вот и наш положительный герой Петя Синички(Николай Крючков). Именно ему достается несчастный ГАЗ-АА. Зато более "представительного" Зачесов пересаживают в шикарный ЗИС-101.
Водители в шоке от такого решения начальника автобазы. Но скрыть восторга от шикарного лимузина не могут. В восторге и Петя. Вот он стоит у радиатора М-1.
К Синичкину не ровно дышит диспетчер колонны Анна Ивановна Телегина(Ольга Викландт). Именно она давно работая на базе знает все и про всех, включая автомобили. И именно она помогает молодому шефу завести горемычный АА.
Правда делает это столь неудачно, что стоящий на передаче грузовик уезжает самостоятельно. Правда он по какой-то причине ездит то вперед, а то назад, но это не важно. Зато мы можем увидеть стоящий во дворе ленд-лизовский двухосный грузовик Chevrolet G506. Однако учитывая предысторию, а согласно договору именно эти машины поступили для нуждд РККА первыми, еще до GMC CCKW и Studabaker US6. То перед нами машина с индексом G7117. Именно эти машины с колесной формулой 4х4 собирали в Горьком. Кстати за все время в СССР пришло в виде готовым машин и машинокомплектов 47 700 автомобилей.
В первом же рейсе Петя знакомится со своей будущей возлюбленной Фенечкой(Вера Орлова). Он проявляет чудеса сообразительности, ведь положить потерянный из кузова тюк ему помогает смекалка и девушки.
Однако напасти Пети на этом не заканчиваются. Его тормозит регулировщик и выписывает штраф, ведь его предшественник нарушил правила и не остановился.
Зато Макар процветает. Он снова ничего не делает. Правда вот, что странно. В начале мы слушали, что автомобиль ЗИС-101 новый, но обратите внимание на передние сидения. Они явно сильно поношены, собственно как и кузов машины.
А Петя продолжает приводить ГАЗ-АА в порядок.
Очень забавная деталь. Автомобилей которые были доступны съемочной группе скорее всего не очень много. Это ГАЗ-АА, ЗИС-101 и еще машины во дворе базы. А вот по улице, по крайней мере в игровых моментах ездит один и тот же М-1. Вот в одно кадре он появляется аж два раза. Прямо со сменой крупности плана.
Вот #ЗИС-5 на автобазе
А вот полностью обновленный ГАЗ-АА и ЗИС-101
Фенечка убежала в тот момент когда Петю остановил инспектор. И вот, по счастливой случайности он находит девушку. Она работает на бензоколонке.
И только Петя решается пригласить Фенечка на свидание, как она знакомится с Макаром. Который неожиданно "закипел" и попросил ведро залить воду в радиатор.
Напасти Пети не заканчиваются. На концерт куда он пригласил Фенечка приходит и Анна Ивановна. которая может основательно подпортить Пети жизнь. Девушки встречаются. А Синички вынужден бежать из зала.
А вот обратная ситуация. Синички и Зачесов оба приезжают на заправку к Фенечке. И тут уже у мужчин неловкая ситуация. Оба как бы решили приударить за ней. Кого же выберет девушка?
Но оставим ненадолго наших героев и обратим внимание на улицы города. Смотрите, вот едет довольно редкий троллейбус ЯТБ-3. Их выпустили всего 10 штук. Фактически он являлся точной копией английской машины AEC 664T. Ездили они только по улице Горького. Там специально меняли контактную сеть.
А вот прямо за ним движется пассажирский #автобус #ЗИС-16 . Вполне возможно это уже реконструированная заводом "Аремкуз" версия которая базировалась на шасси ЗИС-150. Ведь большая часть машин во время войны была снабжена газогенераторными установками. А вот позади него едет скорее всего предшественник "шестнадцатого" ЗИС-8.
Спасая мальчика выбежавшего на проезжую часть за мячом Петя разбивает свой ГАЗ-АА. Макар же отказывается ему помочь и быстро сообщает об аварии на автобазу. Где в лице диспетчера Анны Ивановны он приобрел еще одного врага. Правда девушка оказалась отходчивой.
Синичкин просит начальника дать ему детали и восстановись грузовик. Но тот не соглашается. И говорит, что автомобиль проще списать, чем восстановить.
Он уговорит своего начальника и полностью восстановит автомобиль.
Но пока Синичкин возился с грузовиком Зачесов фактически "увел" у него возлюбленную.
И он увозит девушку на, замечу, служебном автомобиле #ЗИС-101
Однако Фенечка видя, что Зачесов хам и хулиган девушка убегает от него и приглашает Петю в кино.
А на следующий день уже Макар просит Петю вытащить громоздкий лимузин застрявший в грязи. Не совсем понятно почему начальник пеняет ему на технические неисправности. Но так видимо было предусмотрено в сценарии.
Конечно же Петя берет на буксир ЗИС.
По прошествии некоторого времени мы видим, что Макара разжаловали и он вновь ездит на #ГАЗ-АА .
А вот как автомобиль выпущенный все в трех экземплярах, именно столько изготовили моде #ЗИС-110В достался Синичкину остается загадкой. Гараж явно не тянет на спец-гараж. Но видно кто-то дал на это высочайшее дозволение.
А вот и #Horch , причем это довольно дорогой экземпляр автомобиля модели 853 Sport Cabriolet. Как он попал в Москву? Да точно так же как и все перечисленные выше иномарки. Только в отличие от американских машин их поставляли точно не по ленд-лизу.
А вот очень редкий #троллейбус #ЯТБ-4 . Нет, в свое время их сделали в достаточном количестве. Но вот до наших дней, насколько мне известно, ни одной оригинальной машины не сохранилось.
А картина действительно довольно добрая и забавная, даже не смотря на кучу нестыковок. Да и важно ли это? Ведь это музыкальный #фильм про любовь.