Отчет Creative Commons
Резюме
Во всем мире многие учреждения культурного наследия, такие как галереи, библиотеки, архивы и музеи (GLAM), сталкиваются с препятствиями при открытии своих коллекций, и, хотя причины многочисленны и разнообразны, препятствия можно разделить на три основные категории: деньги, люди и политика. Что касается «денег», то нехватка ресурсов и боязнь потерять доход от лицензирования являются основными препятствиями на пути к открытию. С точки зрения «людей» нехватка кадровых ресурсов, отсутствие необходимых знаний и навыков, а также масса в целом необоснованных опасений и неприятия риска способствуют возведению дополнительных барьеров. Наконец, когда дело доходит до «политики», сложная и устаревшая политическая и правовая база — в частности, авторское право — и отсутствие позитивной политической базы, поощряющей открытость, образуют еще один набор барьеров. В глобальном масштабе неравенство и цифровой разрыв разрушают ландшафт GLAM.
Введение
За последнее десятилетие открытое движение набрало невероятный импульс в секторе культурного наследия, в частности, благодаря созданию Public Domain Mark (знака общественного достояния) Creative Commons (CC)
и под влиянием новаторской публикации The Problem of the Yellow Milkmaid («Проблема желтой доярки»).
Это привело к появлению «open GLAM» — движения, продвигающего открытый доступ, совместное использование и повторное использование коллекций учреждений культурного наследия в цифровой среде. Обзор Open GLAM, под редакцией Андреа Уоллес и Дугласа Маккарти, свидетельствует об этом прогрессе и фиксирует учреждения, которые открыто публикуют цифровые изображения предметов из своих коллекций. В CC мы предпочитаем термин «открытая культура»,
а не открытый GLAM, где «GLAM» означает галереи, библиотеки, архивы и музеи. Открытая культура не только более понятна (она не включает аббревиатуру), но и шире, поскольку предполагает открытый обмен культурным наследием как совместный опыт в системе, которая включает в себя GLAM, а также их пользователей, их сообщества, коммерческие организации. и институтов некоммерческого сектора, а также общества в целом. Тем не менее, мы используем аббревиатуру GLAM в этом документе для коллективного обозначения учреждений культурного наследия. Этот новый энтузиазм можно объяснить двумя причинами: (1) растет осознание того, что миссия учреждений культурного наследия по обеспечению доступа к коллекциям прямо согласуется с «открытым» идеалом свободного и неограниченного доступа к знаниям и культуре; (2) чтобы оставаться актуальными для аудитории 21-го века, GLAM знают, что им необходимо демонстрировать сильное присутствие в Интернете, а также предоставлять пользователям средства для интерактивного взаимодействия с коллекциями нетрадиционными способами. Хотя эти успехи замечательны, на самом деле только крошечная часть GLAM в мире открыто делятся своими коллекциями: по одной оценке, эта доля составляет менее 1%. Подавляющее большинство по-прежнему сталкивается с множеством препятствий на пути к открытому доступу и, как следствие, к полному содействию более справедливому, разнообразному и процветающему обществу. В этом документе мы исследуем эти барьеры на пути к открытой культуре, чтобы получить более четкое представление о поддержке, которую Creative Commons может предложить учреждениям, желающим начать свой путь к открытости и лучшему обмену культурным наследием. Этот документ взят из видеоблога CC Open Culture VOICES,
серии интервью с экспертами движения за открытую культуру. Имена, звания, аффилиации и страны всех экспертов перечислены в конце этого документа для справки. Он также использует и прямо цитирует книгу «Барьеры на пути к Открытому доступу · Открытый GLAM» (часть «Декларации об открытом доступе к культурному наследию») Андреа Уоллес.
На основе предыдущих ответов в разделе «Источники» и дополнительного чтения (см. список в конце этого отчета), а также путем консультаций и выслушивания экспертов в этой области, мы определили три основных группы барьеров: деньги, люди и политика. Этот отчет может представлять интерес для членов Глобальной сети CC, сообщества открытой культуры/open GLAM, практиков GLAM, политиков и всех, кто заинтересован в поддержке открытого доступа и лучшего обмена культурным наследием во всем мире.
Вывод
Для многих GLAM открытие своей коллекции онлайн далеко не является приоритетом. Некоторые из них на так называемом глобальном юге и во всем мире из-за пандемии COVID-19 сталкиваются со значительными финансовыми проблемами, поэтому разговоры и действия по открытию культуры, как правило, отходят на второй план. Это поднимает вопросы справедливости и разнообразия в открытом культурном пространстве, конкретных контекстах и ценностях, а также поднимает далеко идущую проблему цифрового разрыва. Равный доступ к культуре, которому в значительной степени способствует открытость, должен быть выгоден для всех, независимо от ресурсов или местонахождения.
Что говорят эксперты
Джованна Фонтенелле: «К сожалению, открытый GLAM все еще не является такой сильной реальностью за пределами глобального севера. У нас есть только несколько организаций на глобальном юге, которые фактически присоединились к движению или даже знают о нем. Существует также тот факт, что с открытым GLAM учреждения должны искать платформы, такие как проекты Викимедиа, с Википедией или даже, например, Flickr Commons, чтобы помочь расширить свой охват. И не каждое учреждение находится на такой платформе, поэтому не раскрывает весь свой открытый потенциал GLAM и не достигает всех людей, которых оно могло бы охватить».
Теми Одумосу: «Еще одно препятствие для открытия GLAM связано с этим понятием открытости. Мы считаем, что если что-то оцифровано и доступно в Интернете, как мы это знаем в Западной или Северной Европе или в США, это означает, что все имеют к этому доступ. Поэтому нам нужно рассмотреть, что на самом деле означает открытость онлайн и кто является аудиторией. Являются ли они в основном привилегированной аудиторией? В основном это люди, имеющие доступ к очень дорогим ноутбукам и мобильным телефонам? Или это действительно открытая культура, к которой могут получить доступ в любом месте в любое время все люди во всем мире?»
Андреа Уоллес: «Ряд дисбалансов, связанных с властью, приоритетами, интересами и ресурсами, может способствовать или препятствовать участию в инициативах по оцифровке и открытому доступу, что может исказить открытый ландшафт GLAM, представление наследия, онлайн-распространение и потребление. Оставленные без внимания, эти дисбалансы приведут к устойчивому и (повторно) укоренившемуся доминирующему пониманию культуры, наследия, доступа и инклюзивности, а также их трансплантации в цифровую среду».
Сусанна Анас: «Есть привилегированные учреждения культурной памяти, которые могут выполнять эту работу, и те, которые находятся в более невыгодном положении. Есть много противопоставлений: малообеспеченное и хорошо обеспеченное, каноническое и обычное и т. д.».
Буле Мбамбо-Тата: «Существует цифровой разрыв: инфраструктурный, [вокруг] навыков и между севером и югом, и даже внутри юга, между сельским и городским, социально-политический, между мужчиной и женщиной. Этот цифровой разрыв мешает свободному потоку. Но это не значит, что это нельзя исправить, мы можем работать над устранением цифрового разрыва».
Хотя в этом отчете многочисленные эксперты уже намекали на некоторые пути продвижения вперед, мы в Creative Commons будем опираться на эти намеки и расширять наш поиск вариантов, чтобы помочь GLAM принять участие в более эффективном обмене культурным наследием.
Сталкиваетесь ли вы с этими или другими препятствиями? Вы знаете, какую поддержку может предложить CC? Свяжитесь с нами и дайте нам знать! Напишите нам по адресу info@creativecommons.org и поделитесь своими идеями и возможностями преодоления этих барьеров.