Наш автор filumjazz продолжает рассказ о великом джазовом музыканте.
Первая статья о Майлзе Девисе:
Сегодня уже будет немного про рок, но сначала вернёмся в конец 50-х. Следующие две грандиозные работы, записанные на Columbia records, развивают идеи начатые пластинкой Miles Ahead - это сотрудничество с биг бэндом Гила Эванса.
Студийные сессии первой пластинки прошли ещё до записи удачно выстрелившего Kind Of Blue летом 1958-го. Это сборник пьес из знаменитой оперы Джорджа Гершвина Порги и Бесс; с названием мудрить не стали, назвали альбом "Porgy and Bess". Год релиза тот же, что и у Kind Of Blue 1959-й.
Miles Davis – trumpet, flugelhorn
Ernie Royal – trumpet
Bernie Glow – trumpet
Johnny Coles – trumpet
Louis Mucci – trumpet
Dick Hixon – trombone
Frank Rehak – trombone
Jimmy Cleveland – trombone
Joe Bennett – trombone
Willie Ruff – horn
Julius Watkins – horn
Gunther Schuller – horn
Bill Barber – tuba
Phil Bodner – flute
Jerome Richardson – alto flute
Romeo Penque – clarinet
Cannonball Adderley – alto saxophone
Danny Bank – alto flute, bass flute, bass clarinet
Paul Chambers – bass
Philly Joe Jones – drums (except tracks 2, 8, 10 & 11)
Jimmy Cobb – drums (tracks 2, 8, 10 & 11)
Gil Evans – arranger, conductor
Эта музыка хорошо подходит для респектабельно обставленной комнаты с кондиционером, хорошим баром и дорогой аудиосистемой, желательно ещё перед прослушиванием надеть дорогой костюм, галстук или бабочку, можно закурить сигару.
В этом альбоме знаменитая версия Summertime в исполнении Майлза, которую скорее всего вы когда-нибудь где-нибудь да слышали.
Следующий оркестровый альбом - это Sketches Of Spain, сессии записи в студии которого состоялись в ноябре 1959-го. Релиз пластинки фиксируется июлем 1960-го. По словам самого Майлза - он долго вынашивал идеи переложения Аранхуэсского концерта для гитары с оркестром испанского композитора Родриго для трубы.
Вот оригинальная версия Аранхуэсского концерта в исполнении испанского солиста-гитариста Пако Де Люсия:
В общем, Майлз заболел испанской музыкой.
Майлз Дэвис
По факту в альбом вошло только знаменитое Адажио (вторая часть) концерта. Остальные треки - это оркестровое переложение Will O' the Wisp Мануэля Де Фалья и авторские пьесы Гила Эванса в испанском духе.
Miles Davis – arranger, trumpet, flugelhorn
Gil Evans – arranger, conductor
Johnny Coles – trumpet
Bernie Glow – trumpet
Taft Jordan – trumpet
Louis Mucci – trumpet
Ernie Royal – trumpet
John Barrows – French horn
James Buffington – French horn
Earl Chapin – French horn
Tony Miranda – French horn
Joe Singer – French horn
Dick Hixon – trombone
Frank Rehak – trombone
Bill Barber – tuba
Jimmy McAllister – tuba
Danny Bank – bass clarinet
Albert Block – flute
Eddie Caine – flute
Harold Feldman – clarinet, flute, oboe
Romeo Penque – oboe
Jack Knitzer – bassoon
Paul Chambers – bass
Jimmy Cobb – drums
Elvin Jones – percussion
Jose Mangual – percussion
Janet Putnam – harp
Не забудьте для прослушивания опять принарядиться))
Следующая пластинка примечательна тем, что с неё начинается новая концепция оформления обложек пластинок Майлза.
Майлз продавил идею размещать на своих обложках портреты чернокожих красавиц. Вспомним, это начало 60-х, напряжённое время в деле борьбы за расовое равноправие в США. К тому же жёны у Майлза все без исключения были красавицами - на фото его жена Френсис Дэвис. Кроме этого стоит заметить, что это последняя запись Дэвиса на которой играет Джон Колтрейн. Великий секстет Майлза распался и Джон здесь уже в качестве приглашённого артиста, далее он будет занят своим сольным творчеством.
Miles Davis – trumpet
Hank Mobley – tenor saxophone on all tracks except "Teo"
John Coltrane – tenor saxophone on "Someday My Prince Will Come" (master) and "Teo"
Wynton Kelly – piano
Paul Chambers – bass
Jimmy Cobb – drums all tracks except "Blues No. 2"
Philly Joe Jones – drums on "Blues No. 2"
С альбома 1963-го Seven Steps To Heaven мы можем наблюдать, практически, рождение его второго великого квинтета. За исключением тенор-саксофониста Джорджа Колмена, половина альбома записана уже легендарным составом.
Tracks 1, 3, 5, 7 & 8 – recorded in Hollywood on April 16 or 17, 1963
Miles Davis – trumpet
George Coleman – tenor saxophone
Victor Feldman – piano
Ron Carter – bass
Frank Butler – drums
Tracks 2, 4 & 6 – recorded in New York on May 14, 1963
Miles Davis – trumpet
George Coleman – tenor saxophone
Herbie Hancock – piano
Ron Carter – bass
Tony Williams – drums
Но официально дебютной записью второго великого квинтета считается альбом 1965-го года E.S.P. (Extra Sensory Perception - Экстрасенсорное Восприятие). С приходом в группу саксофониста Уэйна Шортера паззл сложился - музыканты открыли в себе способность взаимодействовать между собой без слов, настолько оказались ментально близки между собой новые соратники Майлза. Новое звучание уже сильно отличалось от джазового мейнстрима того времени. Хоть Майлз Дэвис открыто и не разделял освобождение джаза, провозглашённое пятью годами ранее Орнеттом Коулменом, но новые идеи на него несомненно повлияли. Итак, он выкатил свою версию интеллектуального джаза, основанного всё на той же модальной концепции. С этого времени в Майлз почти не будет записывать стандарты, сделав ставку на запись авторских композиций участников его нового квинтета.
Miles Davis – trumpet
Wayne Shorter – tenor saxophone
Herbie Hancock – piano
Ron Carter – bass
Tony Williams – drums
Следующие пластинки коллектива развивают интеллектуальный джаз, построенный на модальной основе.
Это релизы 1967-го года Miles Smiles:
и Sorcerer:
и релиз 1968-го Nefertiti:
Со следующего альбома Майлз начинает свои поиски уже в новом для себя рок-звучании. Как все мы знаем, к этому времени давно уже успели прогреметь первые звёзды рок-н-ролла (а кое-кто и отгреметь). Новая молодёжная субкультура стремительно вытесняет джаз из поля зрения слушателей. Дэвис начинает свои электрические рок-опыты с альбома 1968-го года Miles In The Sky:
Miles Davis – trumpet, cornet on "Stuff" and "Country Son"
Wayne Shorter – tenor saxophone
Herbie Hancock – piano, electric piano on "Stuff"
Ron Carter – bass, electric bass on "Stuff"
Tony Williams – drums
George Benson – electric guitar on "Paraphernalia"
Состав музыкантов здесь ещё пока прежний - всё тот же второй великий квинтет, но Рон Картер уже играет на электробасе, Херби Хэнкок на электропиано, Тони Уильямсу предписано играть ро́ковые грувы. Плюс, в качестве сайдмена, к записи привлечён молодой электро-гитарист Джордж Бенсон. По стилистике это ещё не фьюжн, скорее это ближе к раннему кроссовер джазу, хотя, за исключением первой композиции, звучание остальных треков ближе к идеям предыдущих альбомов интеллектуального модального джаза.
Следующий альбом Майлза переходный. Здесь уже проявляются очертания его фьюжн-концепции, но пока ещё в недостаточно агрессивно-электрическом варианте. По сути это акустическая версия его знаменитой Bitches Brew. Хотя здесь присутствует и электропиано, и электробас, звучание пока остаётся на вкус современного слушателя чересчур джазовым. Постепенно начинается меняться и состав музыкантов. На записи двух треков "Frelon Brun" и "Mademoiselle Mabry" уже Чик Кориа и Дэйв Холланд на электропиано и контрабасе соответственно.
Miles Davis – trumpet
Wayne Shorter – tenor saxophone
Herbie Hancock – electric piano on "Tout de Suite," "Petits Machins," and "Filles de Kilimanjaro"
Chick Corea – piano, RMI electra-piano on "Frelon Brun" and "Mademoiselle Mabry"
Ron Carter – electric bass on "Tout de Suite," "Petits Machins," and "Filles de Kilimanjaro"
Dave Holland – double bass on "Frelon Brun" and "Mademoiselle Mabry"
Tony Williams – drums
Следующий альбом провозглашает сплав джаза и рока - это революционный по своему звучанию альбом In A Silent Way 1969-го года.
Попытки соединить джазовое звучание с рок-битами у джазменов шли с начала 60-х годов. Но, во-первых, рок до конца 60-х был другим, чем он стал к концу десятилетия - это была исключительно танцевальная музыка. Во-вторых, у первых джазовых музыкантов занимавшихся такими экспериментами получалась слишком поверхностная смесь джаза и рока. Корректнее назвать ранние джаз-рок эксперименты ранним кроссовер джазом. На канале filumjazz есть подробный текст на эту тему.
Так вот Майлз сделал свою ставку на новое революционное движение в рок-музыке - психоделический рок. Его концепция интеллектуального модального джаза нашла очень много общего с концепцией психоделии.
Miles Davis – trumpet
Wayne Shorter – soprano saxophone
John McLaughlin – electric guitar
Chick Corea – electric piano
Herbie Hancock – electric piano
Joe Zawinul – electric piano, organ
Dave Holland – double bass
Tony Williams – drums
Но главное в любом деле, конечно, люди. Во первых, в сессиях In A Silent Way участвовал, известный по ро́ковому преображению звучания коллектива Кэннонболла Эддерли клавишник, эмигрант-австриец Джо Завинул. В сессиях нового альбома Дэвиса он играет на электрооргане, но кроме этого его перу принадлежат основные композиторские идеи альбома.
Вторая главная удача - это, почти случайное присутствие на записи британского электро-гитариста Джона Маклафлина. Джон в первые дни после приезда в Нью-Йорк по приглашению Тони Уильямса для участия в его экспериментальном фьюжн-ансамбле Lifetime, был приглашён Майлзом для участия в джемах на студии, и идеи Джона сразу пришлись Майлзу по вкусу и сильно преобразили конечный результат.
Что интересно, оригинальные треки сессий записи отличаются от альбомных. С помощью ножниц и клея на монтажном столе оригинальные плёнки были слегка перекроены продюсером записи Тэо Масеро и самим Дэвисом. В то время это тоже было новшество в звукозаписи. Но по отношению к почти спонтанным джемам группы Майлза на студии эта идея оказалась спасительной. Пластинки-то были тогда не резиновые)) Поэтому не удивляйтесь, когда вам покажется, что какие-то фрагменты вы уже слышали ранее - это действительно так и есть.
Вот мы и подошли к финальному на сегодня альбому. Если предыдущая пластинка получилась уже вполне психоделической, то для рока ей ещё не хватало жёсткого звучания барабанов. Майлз за основу грува берёт не просто рок-барабаны, а входящий в моду чёрный фанковый грув. Следующий его альбом Bitches Brew 1970-го года становится хитом продаж среди молодёжи того времени - хиппи, а группа Майлза становится завсегдатаем рок-фестивалей и стадионных концертов.
Состав участников:
"Bitches Brew"
"John McLaughlin"
"Sanctuary" (Shorter)
Recorded Columbia Studio B, New York City August 19, 1969
Miles Davis – trumpet
Wayne Shorter – soprano saxophone
Bennie Maupin – bass clarinet
Joe Zawinul – electric piano – Left
Chick Corea – electric piano – Right
John McLaughlin – electric guitar
Dave Holland – bass
Harvey Brooks – electric bass
Lenny White – drum set – Left
Jack DeJohnette – drum set – Right
Don Alias – congas
Juma Santos (credited as "Jim Riley") – shaker, congas
On "John McLaughlin" omit Brooks, Shorter and Davis
On "Sanctuary" omit McLaughlin, Maupin, Brooks and White
"Miles Runs the Voodoo Down"
Recorded Columbia Studio B, New York City August 20, 1969
Miles Davis – trumpet
Wayne Shorter – soprano saxophone
Bennie Maupin – bass clarinet
Joe Zawinul – electric piano – Left
Chick Corea – electric piano – Right
John McLaughlin – electric guitar
Dave Holland – electric bass
Harvey Brooks – electric bass
Don Alias – drum set – Left
Jack DeJohnette – drum set – Right
Juma Santos (credited as "Jim Riley") – congas
"Spanish Key"
"Pharaoh's Dance" (Joe Zawinul)
Recorded Columbia Studio B, New York City August 21, 1969
Miles Davis – trumpet
Wayne Shorter – soprano saxophone
Bennie Maupin – bass clarinet
Joe Zawinul – electric piano – Left
Larry Young – electric piano – Center
Chick Corea – electric piano – Right
John McLaughlin – electric guitar
Dave Holland – bass
Harvey Brooks – electric bass
Lenny White – drum set – Left
Jack DeJohnette – drum set – Right
Don Alias – congas
Juma Santos (credited as "Jim Riley") – shaker
"Feio" (Wayne Shorter)
Recorded Columbia Studio B, New York City January 28, 1970
Miles Davis – trumpet
Wayne Shorter – soprano saxophone
Bennie Maupin – bass clarinet
Joe Zawinul – electric piano – Left
Chick Corea – electric piano – Right
John McLaughlin – electric guitar
Dave Holland – electric bass
Billy Cobham – drum set – Left
Jack DeJohnette – drum set – Right
Airto Moreira – percussion and cuica
Как видим в записи участвовала дьявольская смесь музыкантов, впрочем и название коррелирует с этим.
После этих экспериментов Майлз Дэвис больше уже не вернётся в русло привычного нам джаза. С этих пор он будет развивать ро́ковую ветку джаза, но об этом в следующей части.
Автор статьи - filumjazz
#музыка #filumjazz #jazz #miles davis #jazz-rock
Если вам нравятся материалы нашего канала, то вы можете поддержать нас любой суммой на ваше усмотрение: