Автор: Elci
Плакат имеет особое значение в искусстве русского авангарда: в 20-е годы прошлого столетия он являлся самым массовым видом графического советского искусства, служил одним из средств распространения рекламы, разного рода инструктажа или другой информации, а также выполнял задачи политической агитации. Период, в котором зародился Советский плакат, связан с попытками создания нового общества. Бедность населения, ожидание новой жизни, но в тоже время бурное развитие промышленности и отсутствие строгой цензуры — все это влияет на искусство того времени. Художники ощущают свободу в творчестве, перекраивая устоявшиеся каноны, создают уникально новые революционные течения. В то же время начинало активно развиваться авангардное течение, которое весьма повлияло на развитие плакатного дизайна.
Советский авангард — революционная форма искусства, она основана на отрицании и свержении классических и академических традиций. Театр, кинематография, архитектура, реклама, поэзия — все подверглось переосмыслению художниками-авангардистами. Супрематизм и конструктивизм являлись основными стилями, господствующими в плакатном дизайне того времени.
Супрематизм (от лат. supremus — наивысший), был основан в 1915 году Казимиром Севериновичем Малевичем, он оказал огромное влияние на всю художественную жизнь России. Это направление в искусстве авангарда выражалось в комбинациях разноцветных плоскостей простейших геометрических очертаний, содержащих в себе некое философское начало. Суть супрематизма заключалась в визуальном поиске философско-логических категорий, последовательностей бытия и универсальных закономерностей. Удивительно, но такие сложные эстетико-философские идеи К. С. Малевича, а также его последователей нашли собственное отражение в таком конкретном и «вещественном» виде презентационного искусства, как политический плакат.
Эль Лисицкий — одна из важнейших фигур русского авангарда, «Клином красным бей белых» — пропагандистский плакат, созданный им в технике литографии в 1919–1920 годах.
После того, как на историческую сцену возвратились товарные отношения, супрематисты стали предпринимать попытки работать в жанре коммерческой рекламы. Таковыми были эскизы вывесок Н. М. Суэтина — одного из крупнейших супрематистов.
Подобных работ насчитывается не много, так как супрематизм в чистом его виде был не очень подходящим в качестве создания зрительных образов и интеллектуальной формализации для одной из главенствующих задач того времени — агитации и пропаганды среди широких народных масс.
Фотомонтаж являлся частым средством выражения художественной мысли в двадцатые годы. А фотограмма — снимок, созданный без аппарата методом демонстрации предмета на светочувствительной бумаге — стала качественно новым изобразительным приёмом. Первый опыт создания такой фотограммы Эль Лисицкий получил, создавая серию рекламных плакатов для канцелярской компании «Пеликан» в 1924 году.
Конструктивизм как направление в изобразительном искусстве, фотографии и архитектуре, зародился в 1915 году. Конструктивизм стал господствующим направлением в плакатах советской рекламы во времена НЭПа. Документальность, контрастное сочетание цветов, взаимодействие текста и графики выразительными и экономными средствами, метрический повтор элементов, создающий эффект конструктивной объемности — были главными отличиями рекламной продукции того периода.
Одной ярчайших фигур конструктивизма был Александр Родченко. Через рекламу, книжные обложки, афиши и иллюстрации Родченко внес небывалый вклад в полиграфический конструктивизм. Будучи передовым художником, он уже выполнял работы по оформлению рекламного плаката, когда он начал сотрудничество с Маяковским. В 1923 году создается творческое объединение под названием «Реклам-конструктор Маяковский — Родченко». Оно создавало уникальные, яркие рекламные образы, ставшими произведениями искусства эпохи СССР.
Однако цензура двадцатого века не щадила ни одну из сфер жизни советского народа. Даже работа художников проходила под контролем и ограничивалась жесткими рамками. Особенно следили за деятельностью рекламных дизайнеров, право на продажу своих творений имели только крупные официальные госкомпании. C развитием НЭПа изменения происходили в сфере экономики, преображалась торговая реклама. Рекламные плакаты, выполненные Родченко и Маяковским для изделий Резинотреста являются одними из самых известнейших примеров советской конструктивистской рекламы. Художники отказались от стандартного языка фигуративности, они создавали необходимые образы, с помощью простейших геометризированных элементов.
Шрифт был одним из главных инструментов дизайнера, с помощью него в композиции выражались самые общие, лишенные зримых черт, особенности предмета или явления. В шрифтовом оформлении плакатов в то время существовали идеи выражения конкретных свойств и раскрытия через надписи самых общих представлений.
Наглядность плаката являлась одной из важнейших его черт, так как большая часть трудящегося населения была малограмотной. Простота, «вещественность» и конкретность понятия упрощала восприятие народом.
Рекомендуем, если ищете, что почитать.
Каналы, на которые стоит подписаться!
Научно-популярные каналы на Дзене: путеводитель
И конечно же читайте замечательный блог Фантагиро Бурерождённой.