Среди тысяч туристов, которые приезжают в Кению, есть много тех, кто вдохновился книгой Карен Бликсен «Из Африки». Несмотря на то что с тех пор Африка сильно изменилась, в этой публикации мы попробуем увидеть страну глазами писательницы и виртуально посетить её музей.
У Карен Бликсен была способность видеть глазами художника и писать с чувствительностью поэта. Именно это гарантирует нам увидеть незапятнанной фундаментальную красоту из книги. После выхода фильма Сидни Поллака, основанного на мемуарах Бликсен, мы получили более широкое визуальное представление о том месте, где жила писательница. Сейчас многие объекты, описанные в романе «Из Африки» находятся под охраной государства и входят в музейный комплекс о жизни Карен Бликсен в Кении.
Конечно, современная Кения противоречит кинематографическому образу и описаниям в книге. Проблемы, с которыми сталкивается большинство африканских стран, хорошо известны: перенаселённость, распад традиций и племенной культуры. Дом писательницы реконструировали и перенесли чуть дальше по дороге, весь старый Найроби перестроили — от железнодорожного вокзала до отеля «Норфолк».
Тем не менее путешественники, которые хотят увидеть Африку Карен Бликсен времён 1914–1931 годов, смогут это сделать. Кофейная плантация писательницы в Кении — это место, где она вышла замуж за барона Брора Бликсен-Финеке, развелась с ним и влюбилась с английского аристократа и охотника Дениса Финча-Хаттона.
В музейный комплекс входят:
- дом Карен Бликсен;
- могила Дениса Финч-Хаттона на холмах Нгонг;
- побережье Такаунгу, к северу от Момбасы, где находится дом Финча-Хаттона;
- дом друзей Карен Бликсен в Чиромо;
- городская библиотека Найроби, в которой много предметов мебели писательницы.
Кроме того, в городе есть Железнодорожный музей, в котором хранятся вагоны, известные как «коробки для лошадей». Там же можно увидеть увлекательную атрибутику путешествия из Момбасы в Найроби.
Дом Дениса Финча-Хаттона
Дом Дениса Финча-Хаттона несколько раз менял владельцев. Но с его крошечной веранды до сих пор пейзаж всё ещё такой же, как описала Карен Бликсен: «божественного, чистого, бесплодного морского величия, с голубым Индийским океаном перед вами и глубоким ручьём Такаунга на юге». После прилива здесь всё ещё можно «прогуляться в милях от дома, как на огромной, несколько неравномерно вымощенной площади, собирая странные длинные пиковые раковины и морские звёзды».
Арабские судна дау, о которых писала Бликсен, всё ещё можно заметить за рифом. Они привозят мангровые столбы, сушёных акул, латунные сундуки и персидские ковры. Сейчас это менее экзотичные грузы, чем во времена жизни писательницы. Но атмосфера в старом порту Момбасы на Пасху, где они разгружаются, всё ещё такая же яркая, хоть у дау теперь есть двигатели.
В книге «Из Африки» Карен Бликсен рассказывала, как приобрела жёрнов убитых мельников. Она «превратила» его в стол, за которым пила чай, расплачивалась с сотрудниками и курила по ночам. За этим же «столом» она встречала Новый год с Денисом Финчем-Хаттоном, наблюдая за новолунием, а также Венерой и Юпитером.
Могила Дениса Финча-Хаттона
Около могилы Финча-Хаттона теперь сотни небольших ферм с аккуратными усадьбами, окружёнными плотными кустарниками. Дети Кикуйю следят здесь за домашним скотом, а женщины выращивают кукурузу. Среди эвкалиптовых деревьев и стад буйволов возвышается обелиск, установленный на могиле. С этого места можно увидеть весь Найроби и его обширные пригороды, а также гору Килиманджаро, если её не скроют облака.
Много лет назад памятную табличку о Денисе Финче-Хаттоне украли с обелиска. На ней была надпись из книги Кольриджа «Рим древнего моряка». Кстати, в 1929 году он выкупил и основал Национальный парк Серенгети в соседней Танзании. Пожалуй, это гораздо больше, чем табличка.
Раньше с холмов, где находится могила, можно было увидеть крышу дома Карен Бликсен. Сейчас он затерян среди других построек и деревьев. Высокий обелиск установили, чтобы писательница могла его увидеть с крыши своего дома в последние наполненные горем месяцы, прежде чем она навсегда покинула Африку. И нетрудно представить, как позже пришли львы, чтобы погреться на тёплых камнях могилы.
Значимые объекты в городе
Отель «Норфолк» открылся в 1904 году. В 1980-м его отремонтировали после взрыва. Старые фотографии и предметы начала XX века расположены во всех коридорах отеля. Это по-прежнему любимое место встречи туристов и местных жителей.
На индийском базаре в основном торгуют африканцы, но они все так же продают специи. В окрестностях Парклендса всё ещё можно найти бунгало с их помадными цветами и декоративной восточной штукатуркой.
Но чтобы действительно узнать Африку и её жителей как Карен Бликсен, нужно рисковать, противостоять природе, мыться в воде, привезённой из ближайшей реки. Тогда можно испытать ту «лёгкость сердца», которую описывала писательница в те далёкие дни, когда она «просыпалась по утрам и думала: вот здесь я и должна быть».
Ставьте лайк, пишите комментарий и подписывайтесь на мой блог. А также поддержите меня на Patreon (для тех, кто за пределами России) или на Boosty (для тех, кто в России).
#карен бликсен #исак динесен #денис финч-хаттон #африка #кения #найроби #скандинавские писатели #музей карен бликсен #из африки