Найти тему
Знание - слово

Химеры русской речи. Патриотизм, Родина, Отечество

В античной мифологии обитало некое несимпатичное существо, называемое «химерой». Её отличительным признаком было соединение несоединимого: голова и шея льва; туловище козы; хвост змеи; лапы – бог весть чьи… Ещё и огнедыщащей была эта тварь, собранная из отдельных частей столь разных животных.

Химера из Ареццо, этрусская скульптура из бронзы. Музей археологии, Флоренция, Италия
Химера из Ареццо, этрусская скульптура из бронзы. Музей археологии, Флоренция, Италия

Примечательно, что в переносном смысле «химерой» стали называть и некоторые идеи, - ничем не обоснованные и совершенно несбыточные. Потому они и несбыточны, что содержат несовместимое. В речи тоже есть свои «химеры». Более того, речь иного человека переполнена словами-химерами с избытком.

Чаще они состоят из трёх частей: понятное + непонятное + личное мнение. Чем не «химера»? Получается гремучая смысловая смесь, которая нет-нет да и рванёт, сея разрушения в неокрепших умах. Да и во вполне окрепших тоже, если они хоть чуть-чуть недообразованы в том или ином вопросе (это неосуждаемо, бывает).

Слова-химеры вполне себе рождаются и в ходе современного словоупотребления. Вот, русское слово «свобода». Думаю, многие легко согласятся с тем, что в нём присутствует что-то вполне понятное, наряду с кое-чем достаточно непонятным и требующим очень большого уточнения. И всё это пребывает под общим знаменателем «личного мнения». Благодатная почва для жарких дискуссий «с переходом на личности»!

Но, это так, вскользь, этому слову будет посвящена отдельная публикация.

Есть у нас «химеры» и импортной сборки. Немало. Одна из таких «химер» - «патриотизм». Уж какие тут разгораются баталии по поводу трактовки и толкования мы все хорошо знаем! Например, кто «настоящий патриот», а кто «наполовину». Как это «наполовину»? Не знаю.

Вот ещё пример, «патриотизм – основа основ воспитания подрастающих поколений». Отлично! Только никто точно не знает, как именно выглядит то, что следует «уложить в основу основ». И снова – дискуссии. В них как в чёрную дыру засасывает всю энергию и время спорщиков…

А вот ещё, изобретение нагло-саксов, горячо одобряемое российскими собратьями по либерализму: «патриотизм – последнее прибежище негодяя». В далёком 1774 году некто Сэмюэль Джонсон в сердцах выдал этот «перл» перед неким собранием лордов и сэров.

Джонсон и Босуэлл – крайние слева
Джонсон и Босуэлл – крайние слева

Дело было на частной литературной посиделке. Есть у них такая страстишка, шляться по клубам и всяческим party, - «особенности национального досуга». Эпизод был описан участником вечеринки Джеймсом Босуэллом, как «одно из общих мест в наших разговорах». И пояснил нечто действительно важное для поднятой темы: Джонсон имел в виду «тот патриотизм, который так многие, во все времена и во всех странах, делали прикрытием личных интересов». Вот оно, что… Констатация факта из восемнадцатого века: это было всегда и везде.

Помнится, в смутные девяностые эта крылатая фразочка часто звучала под аккомпанемент «стыдно быть русским»! В общем, у нас «патриотизм» стал словно дышло, - как повернёшь, так и вышло. Можно им прикрыться, ради собственных нечистых интересов, можно. А можно и «осудить», да и напрочь отмежеваться от него, - ради всё тех же грязных интересов.

Сама семантика (смысловка) высказывания Джонсона довольно юмористична. Негодяи искали убежища, или бежали к убежищу (прибежище – то, куда прибегают?). Нигде не нашли (не добежали), кроме как в «патриотизме». Почему он именно «последний» в ряду, почему дальше него ничего нет? – не объясняют. Позже американский писатель Амброз Гвиннет Бирс расширит этот афоризм:

«В знаменитом словаре д-ра Джонсона патриотизм определяется как последнее прибежище негодяев. Мы берём на себя смелость назвать это прибежище первым».

У наших людей хватило юмора и на этот случай: «первый среди негодяев, - уже не последний среди людей»…

В общем, «патриотизм» химера та ещё! И вроде всё понятно, и вроде не всё понятно, и что нам думать о том, - чёрт его знает.

Что ж, «патриотизм» слово не русское, потому и откликается настолько по-разному, что «вынос мозга» иной раз обеспечен.

У нас на этот случай есть другие слова, - Родина и Отечество. И мало кто знает, в чём разница между этими словами-понятиями. Многие думают, что «синонимы». Нет, конечно, слова слишком разные, и говорят они о разном.

И чтобы это понять, им следует отдать должное, внимательно рассмотрев и осмыслив. После них мы вернёмся к патриотизму, уже ясно видя смысловую пропасть, падая в которую, шею свернули уже многие.

Родина

С чего начинается Родина? – поётся в одной замечательной и всем известной советской песне. С чего? С кого, - с женщины.

Родина – это моя мать, которая меня родила. Это место, где я родился (малая Родина). Это вся страна, в границах которой находится малая Родина.

Это мать-сыра-земля, - тоже женщина, - которая даёт основу жизни и саму жизнь. Родина – это весь мой Род, - ныне живущие родственники, и давно ушедшие предки. Всё сказанное действительно связано с образом женщины, - рождающей и порождающей. Дающей жизнь… Любящей и заботящейся.

В давние времена словом «родИны» (ударение на И) называлась часть тела женщины, к которой прижимается ребёнок, сидящий у неё «на коленках». В кавычки беру потому, что ребёнок сидит уж точно не на коленках. Он сидит на бёдрах, прижимается к животу и груди. Ребёнок сидит на родИнах…

Само слово Родина все последние времена подвергалось злобному обесцениванию и прямому глумлению. Не от великого ума, а по полному его отсутствию, была придумана и запущена в обращение куча пошлых анекдотов, шуток и «поговорок». Не буду их приводить, знаем…

Заметна и ещё одна тонкость: само слово вызывает некоторое тщательно скрываемое смущение; будто стесняются чего-то, когда произносят или слышат его… Чего?

Скажем себе правду: вся «фольклорная» дрянь поддерживается преимущественно мужчинами. Женщины явно спокойнее в этом плане, почти и не упоминают самого даже слова. Ну конечно, они ведь женщины, как и сама Родина.

Что ж мужчинам неймётся-то? Современным мужчинам, замечу… Дикое несоответствие образа Родины-матери образу современного мужчины, столь мало похожего на мужчину, - вот, что здесь работает.

Оценим внимательно образ Родины. Советский период породил сильнейшие его воплощения! Да, ведь именно в советский период она подверглась смертельно опасным испытаниям. И выстояла!

Какая она, какой её видели? Вот она:

-3

Эта Женщина и есть матушка-Русь, Родина-мать! Это – Женщина-Воительница. Обладая женской грациозностью античной Венеры, она являет нам ещё и фантастическую Силу и физическую Мощь! Военную мощь, непреодолимую для врага…

Это та самая Русская Женщина, которая «коня на скаку остановит». Если надо. Сколько же грязи и помоев успели вылить на строки русского поэта! Кто? - мужчины, однако… Смотрят они на эти красивые и мощные формы, и становится им «как-то неловко» за свои истончённые недоразвитые ручки, за тонкие ножки и слабенькие торсы. Или жирные. Они же сегодня представляют собой как бы отдельный биологический вид: с одной стороны «хомо сапиенс», с другой – «кнопкотык тонкопалый гаджетный». И … для «повышения статуса» своего, знай себе, глумятся.

У них ещё и с волевыми качествами не всё в порядке. Многие так изнежены, что малейший «напряг», - и они уже не работники. Они сильно нуждаются в комфорте. В удовольствиях и развлечениях. В «освежающих» напитках. А уж «держать удар», - ну вы захотели, ещё чего? И тут снова дикое несоответствие с образом Родины, - вот он:

-4

Здесь Женщина-Труженица, опять же с мощными трудовыми руками. Она же – воплощение непререкаемой и несгибаемой Воли!

С этой «бабой» не поспоришь. Она шуток не понимает. И даже на дух не выносит, чувствуется же… А уж «приколы» тут вовсе невозможны. Особенно те, что «ниже плинтуса» - как приложится крутой рукой по шее, так и дух вон!

Родина-Мать – суровая Женщина. И Родина – священна!

Отечество

Отечество, конечно, не синоним Родины. Придумал же кто-то придурь такую…

Это мировоззрение и мировосприятие, принятые в моём Роду и в других родах, живущих на моей земле, - в основных пунктах они совпадают. Говоря сегодняшним языком, это комплекс основополагающих идей, идеология.

Это культура и традиции, законы и знания. Здесь же друзья, знакомые, просто хорошие люди, - община и общность носителей тех же идей.

Всё сказанное связано с Мужчиной. Именно Отцы-Мужчины воспитывают и учат уму-разуму, выводят в люди. Учат мудрости, и быть Человеком.

Покорять нас пришли? Христос с вами, «крутые» и убогие… Погибель свою найдёте…
Покорять нас пришли? Христос с вами, «крутые» и убогие… Погибель свою найдёте…

Почему две огромные войны в нашей истории названы «Отечественными»? Потому, что нашествие варваров Европы покушалось на наши умы и наши Души. Нас приобщали к новому миропорядку. Вернее, пытались приобщить. Не к нашему порядку, чужеземному. Не учли только одно, что для нас Отечество, – это Святое! Им это не свойственно, незнакомо…

И всё тут в нашей культуре связано в единое целое. Предал Родину, порвал связь с Родом, и будешь отторгнут Отечеством. Предал Отечество, набрался чужеродных идей, и будешь отторгнут Родиной.

Довольно суровые отношения. Шутки и своеволие, либерализм и индивидуализм здесь даже не предполагаются.

И вот куда податься из такого устройства «свободомыслящему индивиду»? В патриотизм, однако!

Патриотизм

Слово происходит от греческого «патер» (отец) и «патриотес» (со-отечественник). В английском оно приобретает вид «патриот». Потом к нему приделывают универсальное и бессмысленное окончание «-изм». Вот и весь патриотизм: «следование отеческому», если переводить на нормальный русский.

И всё бы хорошо, хоть Родина тут даже не упоминается, да только импортное слово откликается в сознании человека ещё и крайне размытым по смыслу, то есть, откликается непредсказуемо.

Л. Н. Толстой, к примеру, сильно не любил это понятие. Он говорил, что для правителей «патриотизм» есть не что иное, как орудие для достижения властолюбивых и корыстных целей. И добавлял, что для управляемых, патриотизм есть отречение от человеческого достоинства, разума, совести и рабское подчинение. «Так он и проповедуется везде, где проповедуется патриотизм», - писал Лев Толстой.

Да, это достаточно неожиданный «выверт» патриотизма. Но, - вполне возможный!

Ещё характерный фортель: в наши дни, после начала СВО, известные представители «либеральной тусовки» рвут отношения с Родиной, едут за границу, и оттуда мажут дёгтем Отечество, очерняя его идеалы, и при этом…

Хм, … как это подал нам товарищ Песков? - при этом они зачисляются в разряд «больших патриотов». Галкин с Ургантом, например, Собчак и прочие. Откровенно не любящие русское исконное; откровенно презирающие всё советское и нынешнее «путинское»! «Патриоты», однако. Отчего же нет?

Подчеркну ещё раз: предавшие и Родину и Отечество, легко прячутся за термином «патриотизм», - мол, от того так и делали, что терпеть безобразия не могли, а очерняли исключительно из любви … к Родине и Отечеству. Таки «патриоты», значит…

Вот она, настоящая «химера», склеенная из несовместимого.

В русском смысловом обороте слов этот фокус не пройдёт. Порвал с Родиной, очернил Отечество – ну и достаточно, уходишь в небытие: в военное время через расстрел, в мирное – через исторжение и забвение. Нет тебя! Так, будто и не было «большого патриота»…

Можно привести примеры обратного поведения, когда люди с конфликтом покидали Россию, но ни словом, ни делом не гадили Родине и Отечеству «из-за бугра».

Таков поэт Иосиф Бродский, этот непостижимый «еврей, русский поэт и американский гражданин». Вдрызг разругавшись с кремлёвской властью, исторгнутый ею за рубеж, он не изменил любви к Родине и почитанию Отечества. От него так и не дождались какой-либо смачной антисоветчины. А уж чего-то антирусского – тем более. Он чётко различал, с кем он расстался, и что хранит в своей душе как святое.

Иногда таким людям присваивают статус «гражданин мира». Таковых просто не бывает...

Из дня сегодняшнего – в завтра…

Мы видим, что творится в этом Мире! Старый порядок мироустройства с грохотом рушится. Новый на наших глазах воздвигается. Организация БРИКС, из мало кому интересной когда-то, обретает невиданное и неслыханное значение. И как магнитом тянет к себе всё новых участников, желающих войти в её состав.

И ведь что интересно: любители сладкой преступной халявы, предпочитают всё так же тусоваться на заднем дворе дряхлеющего покемона «гегемона». Напротив, желающие потрудиться, - коих в Мире, как оказалось, сегодня большинство, - всё плотнее кучкуются возле самой «странной» державы на Земле… Которая, в своё время, буквально подарила государственный суверенитет, ни много ни мало, тридцати четырём странам мира. Семи из них – дважды. И даже не удосужилась превратить их в свои колонии…

Да, одна из «региональных держав», с «порванной в клочья экономикой», несомненно будет играть ведущую роль в грядущем мироустройстве. Эта странная держава, которую ни умом не понять, ни общим аршином не измерить, будучи обложенная санкциями по самую маковку, даже не подумала о том, что ей положено «лежать, бояться и не булькать»…

Объявленная «изгоем», будучи «изолированной», она присутствует везде и во всём! Её «недоэкономика», как выяснилось, придавала «крутящий момент» экономикам самых «развитых стран» Европы. Сейчас, когда обороты энергетического вала снижены до двадцати процентов от бывших сладких ста, весь Мир увидел вдруг, что «развитые страны» сильно недоразвиты, ибо сами-то ничего практически не могут, и ни на что духовно не способны. Разве что на пакости, обман и грабёж, как это и было всегда в их многострадальной «цивилизованной» истории.

Конечно, вне всякого сомнения, такое переустройство глобального миропорядка скажется и на нас. Переходный период всегда тяжёл, и нам ещё придётся посуроветь, сдвинуть брови и стиснуть зубы. Мы выдержим! Наша любовь к Родине и наше беззаветное служение Отечеству выведут нас из любых испытаний к Победе!

Нам сильно помешают «патриоты». Не те, кто называют себя так, лишь потому, что так уж принято говорить. А вот именно те, кто «из любви» считает возможным называть Гаранта «маньяком», Россию – «страной абсурда», а русский народ – «быдлом». Они лишь делают вид, будто их беспокоят «дураки и дороги»! Их беспокоит совсем другой «гондурас»…

Нам с ними не по пути и ветер истории сметёт их в небытие, - такова их судьба, как итог их «свободного выбора». А нас ждут очень большие дела!

И да поможет нам любовь к нашей священной Родине и служение нашему святому Отечеству! С нами - Правда!

****