Напоминаем, что некоторое время назад на нашем канале публиковалась серия статей "100 лучших песен зарубежного рока", написанная тандемом авторов БиС и МЮ. Сериал вызвал значительный интерес и оживленное обсуждение. Мы получили изрядное количество благодарностей и лишь немного меньшее число претензий, самой главной из которых было отсутствие в "Сотне" некоторых исполнителей и/или неправильный выбор песни. Выбор мы обсуждать не будем, ибо с самого начала объявили, что он будет исключительно личным и крайне субъективным. А вот отсутствие ряда достойных исполнителей - это действительно реальный факт, вызванный, впрочем, не злым умыслом или нашей нелюбовью к конкретным музыкантам, а рядом субъективных и объективных обстоятельств, о которых я уже писал в первой части "Возвращения".
Однако для коллективов, несправедливо забытых в первоначальном списке, есть и определенный плюс. В "Сотне" мы ограничивались одной песней из репертуара каждого ансамбля. В "Возвращении" я решил, что такого ограничения не будет. И сегодня я представляю на ваш суд свой выбор лучших композиций группы... маэстро, туш! ...Группы YES.
Наверное, со мной многие согласятся, что двумя вершинами наивысших и творческих, и коммерческих достижений являются альбомы Yes "Fragile" (1971) и "Close to the Edge" (1972). Причем не только для самих британцев, но и для стиля симфоник-прог, и для всего музыкального направления прогрессив в целом. Проблема с этими великолепными пластинками только одна, схожая с той, которая стала причиной непопадания в основную "сотню" ранних произведений Genesis. Мини-симфонии, что достойны самых высоких мест в рок-иерархии и во всевозможных списках лучших, идеально воспринимаются в сочетании с остальным материалом альбомов. И не столь ярко будучи представленными по отдельности. К тому же, достаточно труден выбор конкретной вещи. Но по итогам небольших размышлений я решил остановиться на представленной ниже композиции с четвертого студийника коллектива "Fragile":
Yes «Roundabout» (1971)
Ютуб-канал yesofficial
Говорят, что русский язык является великим и могучим. И это правда. Но и другие языки не менее велики и могучи. На русский "roundabout" переводится как "перекресток с круговым движением". Целых четыре слова, если считать предлог, вместо очень ёмкого одного. Которое вдобавок отлично смотрится в качестве названия прог-рок композиции.
Идея песни возникла не на пустом месте. В ходе турне в поддержку альбома "The Yes Album" (1971) группа ехала по Шотландии из Абердина в Глазго. На этом пути было множество перекрестков с круговым движением. А настоящий художник с большой буквы "ХА" или, если хотите, творец с большой буквы "ТЭ" умеет находить поводы, нет, не для художеств, а для творчества, иногда в самых незначительных предметах, событиях и обстоятельствах. Вот и уютно расположившийся на заднем сиденье вокалист команды Джон Андерсон (Jon Anderson), притомившись считать перекрестки, обратил внимание на окружавшие транзитный минивэн природные красоты. Горы, облака, озеро, предвкушение встречи с любимой женщиной - всё это вдохновило его на написание поэтических строк в дорожном блокноте прямо на ходу. Говорят, что вдохновению немало поспособствовал некий лечебный травяной сбор, который Джон использовал вместо табака в самокрутке. Но мы, как категорические противники самолечения, данный источник творческих идей, разумеется, не приветствуем.
Автором музыки стал гитарист Yes Стив Хау (Steve Howe). И он создал новаторское, непростое и в то же время красивое музыкальное полотно, которое в сокращенном виде попало на сингл, достигший 13-го места в чарте Billboard Hot 100 и 10-го места в чарте Cash Box Top 100. Песня заняла прочное место в концертном репертуаре Yes и была сыграна группой на церемонии введения в Зал славы рок-н-ролла в 2017 году. Я же для представления "Roundabout" выбрал видеозапись "живого" выступления 1972 года. Оно, как мне кажется, удачно передает дух эпохи и представляет команду в "золотом" составе в "платиновую" для неё эпоху.
Но симфо-проговые эпики лишь одна из сторон творчества Yes. Легенды рока умели с неменьшим мастерством и огромным талантом сочинять и записывать и рок-баллады, и мощные боевики.
Yes «Wonderous Stories» (1977)
Ютуб-канал yesofficial
Начнем с баллады, ибо она первая по хронологии. На сей раз Джону Андерсону принадлежит не только текст, но и музыка. Вдохновение пришло к великому певцу однажды утром во время пребывания в швейцарском городе Монтрё, куда группа приехала записывать восьмой студийный альбом "Going for the One". Похоже, что утро было на самом деле изумительным. И песня получилась такой же. Наполненные светлыми образами, прозрачными звуками 12-струнной португальской гитары и обычной акустической гитары Стива Хау, клавишными пассажами Рика Уэйкмана (Rick Wakeman), парящими вокальными гармониями "Чудесные Истории" стали самым продаваемым синглом коллектива и самым высоко поднявшимся в чартах в родном Соединенном Королевстве. На пике это было 7-е место в UK Singles Chart. Ещё выше, на 6-ю позицию, трек поднялся в хит-параде Irish Recorded Music Association. Похоже, что ирландцы помимо обычно отмечаемых в песне классических влияний почувствовали и некую едва заметную фолковую кельтскую составляющую.
Yes «Don't Kill the Whale» (1978)
Ютуб-канал yesofficial
О том, что конец 70-х и начало 80-х оказались временем нелегкого выбора для титанов хард- и прог-рока в наших заметках говорилось уже не раз. Балом стали править совершенно другие группы и стили. Это, вопреки гуляющей среди некоторой части отечественных меломанов навязчивой идее, не был чей-то коварный план, имеющий цель по предварительному сговору с особой жестокостью и цинизмом погубить отдельные музыкальные направления. Причиной стали естественные процессы, происходившие в мире популярной музыки. Так или иначе, исполнителям необходимо было решать, хотят они продолжать гнуть свою линию, обеспечившую успех в первой половине десятилетия, или попытаться ответить на вызов времени и молодых конкурентов. Альбом "Tormato" (1978) стал продуктом внутригрупповых дискуссий на данную тему. В итоге мнение о необходимости соответствовать духу времени возобладало. Результат получил неоднозначные оценки. Но, как бы то ни было, "экологическая" композиция "Don't Kill The Whale - Не убивайте Кита" получилась весьма достойной и даже попала в чарты, правда, на невысокое 36-е место. Авторами стали неизменный Джон Андерсон и присоединившийся к нему на сей раз басист Крис Сквайр (Chris Squire).
На "Don't Kill The Whale" сняли клип, в котором музыканты исполняют песню, то стоя в воде по пояс, то гордо возвышаясь на водной глади в полный рост. Выглядит это с моей точки зрения весьма наивно и смешно, но достоинств гуманного призыва беречь наших братьев меньших как хард-рокового боевика не умаляет.
Yes «Into the Lens» (1980)
Ютуб-канал yesofficial
Проговый эпик у нас был, фолк-баллада была, хард-боевик был. Настала очередь синти-поп-песни. Альбом "Drama" (1980), на котором появилась вещица "Into the Lens", особым образом выделяется в дискографии Yes. В процессе работы над юбилейным десятым альбомом после нескольких сессий команду покинули Андерсон и Уэйкман. Тут-то оставшемуся трио в лице Хау, Сквайра и ударника Алана Уайта и подвернулись записывавшиеся в соседней студии скромные герои "новой волны" вокалист Тревор Хорн (Trevor Horn) и клавишник Джефф Даунс (Geoff Downes). Нью-вейв/синти-поп дуэт под названием The Buggles, из Хорна и Даунса и состоявший, успел выпустить всего один, но весьма примечательный, попавший в чарты девяти стран альбом "The Age of Plastic", и, кроме того, заимел в активе четыре хитовых сингла, включая суперуспешный "Video Killed the Radio Star". Учитывая, что менеджером и Yes, и Buggles был один человек по имени Брайан Лейн, а вакантными были места именно вокалиста и клавишника, можно сказать, что звёзды сошлись и в прямом, и в переносном смысле.
Вышедший buggle-yes релиз не был плох сам по себе. Скорее хорош. Но событием в мире музыки он не стал. Вдобавок часть критиков и фанатов крайне неблагосклонно приняла новичков и принесенные ими новые идеи. В итоге продажи альбома оказались не на высоте и после окончания тура в поддержку "Drama" Даунс и Хорн вернулись к работе над собственным опусом, для которого "Into the Lens" была переработана и записана под названием "I Am a Camera" -
Ютуб-канал RubenEditIT
Забавная деталь. "Into the Lens" был первым увиденным мной клипом Yes. Случилось это уже во второй половине 80-х. А поскольку полная информация о любимых командах тогда только начала появляться не только у продвинутых, а у всех меломанов в нашей стране, то я оказался в легком недоумении. Всё-таки некоторые пластинки (но не "Drama") я в руках держал, кое какие музыкальные журналы и плакаты до нас доходили, поэтому Yes у меня ассоциировался с воздушным как звон хрустального колокольчика голосом Джона и импозантной фигурой Рика. А тут... то ли Йес не тот, то ли жизнь неласково обошлась с музыкантами... Спасибо более компетентным друзьям. Просветили темного.
Yes «Owner of a Lonely Heart» (1983)
Ютуб-канал yesofficial
Ещё больше "новой волны" в следующем выбранном мной номере. И его основную идею и мелодическую линию опять принес дебютант команды. Но если предыдущие дебютанты были хотя и успешными, но только начинавшими официальную карьеру музыкантами, то южно-африканский мульти-инструменталист, вокалист и автор песен Тревор Рабин (Trevor Rabin) уже имел за плечами несколько сольных альбомов, ещё несколько в составе группы под названием Rabbit и работу в качестве сессионщика не с кем нибудь, а самим Манфредом Манном. Перипетии, приведшие Рабина на должность гитариста в Yes, осиротевший после ухода Хау на штурм вершин Азии, описывать не буду. Вся эта околомузыкальная "санта-барбара" весьма любопытна, но прямого отношения к делу не имеет. Скажу только, что "Хозяин Одинокого Сердца" начинался как демо-запись, мелодия которой пришла Рабину в голову в... туалете. Так-то вот. Начинающим молодым авторам на заметку. Теперь вы знаете, куда надо отправляться за вдохновением. Можно, конечно, и в Шотландию. Но в санузел ближе и дешевле. Довести композицию до ума помогли Андерсон и Сквайр (без них дело конечно же не обошлось) и занявший на сей раз продюсерское кресло Тревор Хорн.
Сингл "Owner of a Lonely Heart" был выпущен в октябре 1983 года . Он имел большой коммерческий успех в Соединенных Штатах, оказавшись первым и единственным синглом группы, достигшим № 1 в чарте Billboard Hot 100. Отдельно стоит отметить снятый на песню клип, режиссером которого стал не нуждающийся в представлении графический дизайнер Сторм Торгерсон. Очень неплохие эффекты, симпатичные виды Лондона, профессиональные актеры, снявшиеся в видео наряду с членами коллектива, - как итог частая ротация на входившем в силу и обретавшем всё большую популярность MTV. И как следствие - дополнительный жирный плюс к слагаемым успеха.
Со съемками клипа связана ещё одна любопытная деталь. На конкретный момент клавишником числился небезызвестный Эдди Джобсон (Eddie Jobson). Однако, поскольку он ушел, так и не записав с группой никакого материала, то от кадров с его участием в итоговом варианте остались рожки да ножки. А вот вернувшегося в состав Тони Кея (Tony Kaye) можно увидеть в гораздо менее известном малобюджетном ролике. Кстати, если кто в курсе дела, расскажите, откуда взялось данное чудо киноискусства. Вроде бы не самодеятельность, встречающаяся на ютубовских просторах...
Ютуб-канал NEA ZIXNH
Автор заметки - БиС
#музыка #рок #лучшие песни #группа yes #prog-rock #buggles #new wave
Окончательный вердикт по поводу лучшей песни группы Yes я предлагаю вынести вам, уважаемые читатели. Голосуйте:
P.S. Вновь небольшой анонс. В следующем выпуске "Возвращение 5" будет "сборная солянка". Две группы по итогам предыдущих голосований. И одна, для голосования не предложенная, по авторскому выбору. Ну а "Возвращение 6" представит долгожданную группу Rush. Ура, товарищи!!!
Если вам нравятся материалы нашего канала, то вы можете поддержать нас любой суммой на ваше усмотрение: