Найти в Дзене
Стихия Высоцкого

Пётр Первый, Высоцкий и Шемякин

А вы знали, что на создание скульптурного портрета Петра I Михаила Шемякина сподвиг именно Владимир Высоцкий? В своей книге "Две судьбы" Шемякин пишет:

"Человека, побудившего, вдохновившего и подтолкнувшего тебя к идее создания скульптурного портрета любимого и почитаемого великого преобразователя Петра I, справедливо признать где-то "сотворцом" этого памятника. И хоть бронзовый памятник выполнен мною в Америке (там и отлит), и на нём моя подпись, рождён он был в "сотворчестве" с Володей Высоцким".

Совершенно не помню, чтобы слышала или читала эту историю раньше (да и вообще не знаю, как люди умудряются запоминать массу информации из разных интервью и статей и легко ею оперировать), поэтому решила поделиться с вами, может быть, для кого-то она тоже будет неизвестной. А кто-то еще раз прочтёт эту историю.

По утверждению Михаила Шемякина, Владимир Высоцкий для роли Ибрагима Ганнибала "перелопатил" массу книг и других материалов и был окончательно покорён личностью великого преобразователя земли русской.

1975 — На съёмках художественного фильма «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил». Фото Валентина Ковальского
1975 — На съёмках художественного фильма «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил». Фото Валентина Ковальского

М. Шемякин, в свою очередь, тоже восхищался этим человеком и в его мастерской можно было увидеть множество рисунков, "где образ царя возникал то недостижимо величественным, то очеловеченным и умиротворенным, а зачастую грозным и свирепым, а то и карнавально-гротескным". И вот в один прекрасный июльский вечер во время очередного визита в Париж, просматривая в мастерской Шемякина его наброски с фигурой Петра, Владимир Высоцкий задал художнику вполне резонный вопрос: "Почему Шемякин, скульптор по образованию, ни разу не вылепил портрета нами любимого императора?"

Хотя до этого планов таких у скульптора не было, предложение упало на благодатную почву. "После долгих споров, каким должен быть Пётр I в моей скульптуре и как избежать шаблонного изображения, Высоцкий неожиданно взял в руки гипсовую голову Петра, выполненную Растрелли, вскочил на табурет и, поставив гипсовую голову Петра на свою, воскликнул: "Вот таким он и должен быть у тебя! Точнее, чем эта голова, не придумаешь!"

Жаль, что фотографии с Петром на голове Высоцкого нет. Зато есть серия фотографий с этой гипсовой головой. И особого пиетета к Петру Великому на них что-то не наблюдается. И в цилиндр императора нарядили, и плошку с чем-то подносили, и закурить давали. Должно быть, нужный образ искали)

К созданию фигуры сидящего Петра Михаил Шемякин приступил уже после смерти Высоцкого. И тут возникла, казалось бы, неразрешимая проблема. Скульптор использовал копию прижизненной маски Петра и точно воспроизвёл его исполинский рост. Но вот незадача - на открытой местности посаженная в кресло фигура не выглядела фигурой великана. А ведь рост Петра выше двух метров!

"Началась долгая работа над поиском нужных пропорций, увеличение длины торса, длины ног... Семь раз выносился в сквер новый вариант глиняной фигуры, и результаты всё равно были неутешительными. И вот однажды память воскресила забытую картину - Володя Высоцкий, стоящий на высоком скульптурном табурете с гипсовой головой Петра на своей лохматой башке! Где-то из-под потолка на меня уставились незрячие глаза гипсового Петра, царь-гигант возвышался надо мной, производя впечатление восхищающее и одновременно устрашающее. Эврика! Я бросился к своим исследовательским папкам с надписью: "Утрированные пропорции человеческой фигуры: архаическая Греция, русская икона, Джакометти". И вот наконец на восьмом варианте, следуя канону древнегреческих <думаю, тут опечатка - какие иконы у древних греков?должно быть "древнерусских" - СВ> икон, я, взглянув на фигуру Петра, сидящую в кресле, с расстояния двадцати шагов, понял, что внушительность свою она не потеряет и на большей площадке. Вот оно, соавторство "Арапа Петра Великого" - Володи Высоцкого!"
Иллюстрация из книги "Владимир Высоцкий, Михаил Шемякин. Две судьбы"
Иллюстрация из книги "Владимир Высоцкий, Михаил Шемякин. Две судьбы"

Именно эта скульптура с 1991 года находится в Петропавловской крепости.

Не всем она нравится, было много критики и споров, как должен выглядеть Пётр Первый. Но разве так уж сильно отличается он от "восковой персоны", изготовленной Б. Растрелли с соблюдением всех антропометрических обмеров, с использованием слепков рук, ступней и прижизненных маски и бюста сразу после смерти Петра?

Кстати, если вам случится побывать в Санкт-Петербурге и включить в культурную программу посещение Эрмитажа, не поленитесь обойти помпезные дворцы со стороны набережной.

Зимняя канавка, Эрмитаж. Фото автора
Зимняя канавка, Эрмитаж. Фото автора

Перейдя Зимнюю канавку, дойдя до здания Эрмитажного театра, вы найдете не особо приметную дверь с надписью "Эрмитаж. Зимний дворец Петра I". После ослепительного великолепия эрмитажных залов очень интересно окунуться в совсем другую атмосферу. В цокольном этаже находится уникальная экспозиция считавшегося утраченным зимнего царского дворца. Сначала дворик. А затем - "малые палатки", личные жилые покои Петра. В комнатах Петра I — Кабинете, Столовой и Токарне — воссоздана обстановка, включающая подлинные предметы, принадлежавшие императору. Комнаты отражают личный вкус императора. Расположение комнат напоминает расположение адмиральских кают на корабле. И они такие же маленькие, ничего лишнего.

Жаль, конечно, что посмотреть на все это можно только через стекло, "заглядывая в окна", так сказать. Можно бы и как-то современные технологии применять, на экран экспонаты выводить. Но может, сейчас что-то изменилось? Была я там в славную доковидную эпоху, в 2019. Не знаю, что там сейчас. Писали, что он был вообще закрыт для посещения. Весной вроде стали экскурсии пускать.

Именно там и сидит восковой Петр, в компании своего воскового же бюста и восковой головы работы Бартоломео Растрелли, послужившие источником вдохновения Михаила Шемякина с подачи Владимира Высоцкого.

Источник всех цитат: Владимир Высоцкий, Михаил Шемякин. Две судьбы / сост., ил. М. Шемякина. – 3-е изд., испр. – СПб.: Вита-Нова, 2020. – С. 185-187.

Спасибо, что прочитали. Надеюсь увидеть Вас снова. Другие публикации канала можно найти здесь: Каталог статей "Стихии Высоцкого" . Лайки, подписка и корректные комментарии тоже лишними не будут.