Найти тему

Научность буддизма

Был такой комментарий:

,,Игнорируется детство, игнорируется воспитание, игнорируется психология, игнорируется развитие мозга как таковое, игнорируется биохимия. К сожалению, этим занимаются даже психологи, не говоря о всех остальных.

Пожалуй, бесполезно что-либо писать, так как не поймёте и дальше буддизма не выйдете".

Размещаю комментарий на комментарий.

Если почитать поверхностные книги о буддизме, как у Ошо, то создаётся впечатление, что современная наука на фоне буддизма это очень точная дисциплина, которая очень точно определяет все характеристики бытия, выстраивая точные логические цепочки. Что все, что она делает, научно обосновано и подтверждено.

В то время, как буддизм или какое-нибудь другое учение - это такой объект веры и он нуждается в том, чтобы ему верили безоговорочно и слепо. А адепт с такой верой является этаким обманутым слабоумным фанатиком.

Такое, действительно, можно отнести к христианству. Потому что христианство - это мифы, и адепт должен верить в эти мифы, пытаясь как -то вставить свою реальность в эти мифы. Мифы, которые рассказывает ему священник, который при этом и сам не знает ничего, кроме этих мифов.

Однако если сравнить буддизм с современной наукой, то будет наоборот. Окажется, что в буддизме гораздо больше точности в понимании реальности, чем имеется в наличии у современной науки. Современная наука - допустим, психология - пытается объяснить всё происходящее с человеком тем, что происходило у него в детстве или какими - то физиологическими процессами тела.

Потому что наука не знает ничего о существовании прошлых жизней и кармы.

Свои установки психология умно и логически обосновывает. Но сами установки изначально являются не верными.

Конфуций говорил, что ,, трудно найти черную кошку в темной комнате, особенно, если её там нет".

То же самое говорит Далай-Лама -

,,Если у тебя есть изначальное предположение, что какой-то объект нужно найти в этой комнате, ты будешь искать этот объект в этой комнате, будешь выстраивать какие-то логические цепочки. Но самого объекта в этой комнате нет.

И то, что ты найдешь, будет заблуждением,будет иллюзией".

У буддизма в том, что относится к сознанию, к существованию сознания, гораздо больше четкости, понимания и ясности, чем у современной науки.

Современная наука совсем не знает, что такое сознание и признается в этом очень часто.

Наука изучила, как работает мозг. Изучила, как он получает данные, какие процессы в нем происходят и т.д.

Но она не знает, кто является получателем всех этих данных мозга. Ей приходится думать, что сам мозг является получателем данных мозга, и при этом сами же учёные не удовлетворены своей концепцией. Многие из них пытаются что-то найти и понять, как Черниговская.

Мы видели её, кстати, в Дхармсале, куда регулярно приезжают учёные всего мира к Далай-Ламе, чтобы разобраться в работе сознания.

Учёные считают, что именно буддизм должен помочь им найти решение вопросов работы сознания.

Но они не могут найти понятный ответ у буддизма, потому что очень большое количество положений Дхармы проверяется только с помощью медитации.

Мы можем утверждать, что сознание пусто, обладает ясностью и т.д., но если мы не постигаем это в акте Джняны, Знания, то для нас это лишь пустые слова. А до момента постижения такие положения, действительно, являются актом веры.

Но дело в том, что все буддийские вещи проверяются.

Если посмотреть на буддийскую науку из начала в конец, в целом, то понимание внешнего мира в изначальном буддизме тхеравады абсолютно совпадает с тем, как его понимала Ньютоновская физика. А то, как понимают мир в Ваджраяне и Дзогчен, совпадает с тем, как его понимает ядерная физика.

Опять же, ядерная физика не в состоянии осознать, что все вещи возникают из непроявленного. И для каждой новой частицы физики ищут ещё одну частицу, из которой возникла найденная. Нашли бозон Хикса и теперь ищут частицу, из которой возник бозон Хикса. Исследователи не понимают, как это он мог возникнуть из пустоты, из ничего.

Они эту пустоту не постигают в своём опыте.

Пустоту вообще нельзя постигнуть, она не имеет качеств. У неё нет ни цвета, ни формы, ни запаха, ничего и нечего измерять. Поэтому положения буддизма, адвайта веданты требуют для проверки само сознание.

Не с помощью инструмента логики. Для понимания нужен свой опыт постижения, вИдения.

Это не значит, что нет логического объяснения, что такое сознание и как оно работает, каковы его функции .

Буддизм объясняет, как из сознания проявляется мир, как мир является проявлением сознания. Как мир проявляется через различные сферы проявления.

Говорится, что природа сознания обладает природой будды.

То же самое - что сознание есть Дхармакайя .

Что Дхармакайя есть источник всего феноменального проявления.

Для живого существа Дхармакайя проявляется, уже будучи покрытой вуалью неведения.

Существо находится под двумя видами неведения, двумя видами помрачения. Помрачения к знанию и помрачения клеш. То есть существо целиком находится в клешах и к тому же ничего не видит. Когда помрачения снимаются, тогда мир существа может быть проявлением Дхармакайи.

Наш мир в любом случае является проявлением Дхармакайй, но для нас он пропущен через клеши.

Буддийское учение абсолютно четко описывает все феномены, которые существуют в мире.

Если посмотреть в буддизм глубже, то обнаруживаешь, что там нет каких-то мест, которые он не знает.

Если человек начнет изучать ядерную физику, то ему придется пойти в институт для того, чтобы её изучить. Без изучения можно бегло взглянуть и заявить, что это всё вера и религиозный дурман.

Буддийские учёные отнюдь не отказываются от знаний современной науки. Далай-Лама собирает у себя учёных, которые ставят электроды на головы медитаторов, монахов , измеряют волны мозга.

Мингьюр Ринпоче целую книгу написал ,,Буддизм , мозг и нейрофизиология". Буддийские учителя зачастую учатся физике и другим точным наукам.

Далай-Лама говорит, что ,,если наука что-то добавит новое к буддизму, то буддийское учение будет изменено в соответствии с новым открытием".

Буддизм использует науку, как изучающую относительный уровень бытия.

Сам же буддизм занимается абсолютным уровнем бытия, которого нет в современной науке. Современная наука никак не может до него дойти, потому что она пользуется инструментами относительного уровня, инструментами, которые направлены вовне на некий объект. А абсолютной уровень может постичь только само сознание.

Есть множество буддийских трактатов по логике, мироустройству, по Дхарме. Их изучают в шедрах много лет. Там изучают и диалектику, и метафизику, и логику. В Ниньгма изучают Семь трактатов Лонченгпы. В Кагью изучают Джамгон Конгтрула, Читтаматру, систему Махамудра.

Буддийское знание на самом деле требует гораздо больше времени для того, чтобы его понять, чем получение знаний в европейском институте.

В европейском учатся шесть лет, а в шедре учатся лет восемнадцать для того, чтобы сдавать экзамены.

В то же время есть просто йогины, которые пользуются указаниями своего учителя и могут быть даже не грамотными. Существуют разные Пути - Путь Пандита и Путь простого медитатора, йогина.

Мингьюр Ринпоче в электродах
Мингьюр Ринпоче в электродах