Найти тему
voevodov

Самое популярное изображение в Мире

Оглавление

Картинка ли, образ или знак — есть что-то такое, что известно каждому?

Мистер Бин «Портрет матери Уистлера», 1997
Мистер Бин «Портрет матери Уистлера», 1997

Вопрос вроде бы и простой, но слишком многовариантный, чтобы на него так сразу взять и ответить. Впрочем, отгадка довольно примитивна. И к ней не грех прийти окольными путями!

Единственное, пути эти будут проложены с уклоном в/сквозь звенящие струны метавселенной русского искусства.

КАРТИНА

Соединив в одном предложении слова изображение и искусство, на ум сразу приходит результат их взаимодействия: живопись!

Может ли какая-то картина претендовать на лавры самого популярного изображения в Мире?

Например, если судить с точки зрения цены. Ведь если полотно дорого стоит, то оно наиболее известно?

САМАЯ ДОРОГАЯ КАРТИНА

Пока рекорд взят Гогеном:

Пол Гоген «Когда свадьба», 1892
Пол Гоген «Когда свадьба», 1892

Холст ушёл за фантастические 300 миллионов долларов!

Придерживаться русских корней (по условию), но не упомянуть шизу Запада в прославлении посредственности – было никак невозможно. Ибо, смешно!

Итак, Ротко.         ~87 млн.$

Марк Ротко «Оранжевый, красный, желтый», 1969
Марк Ротко «Оранжевый, красный, желтый», 1969

Родился Роткович и провёл детство (до 10-летнего возраста) в России. Правда, потом его увезли в Америку, боясь призыва накануне Первой Мировой.

Так что для чистоты эксперимента лучше пусть будет: безотъ(при)ездный :))) русский — Малевич.       60 млн.$

Казимир Малевич «Супрематическая композиция», 1916
Казимир Малевич «Супрематическая композиция», 1916

Что объединяет эти самые дорогие картины? То, что они не знакомы широкому зрителю! И, стало быть, вряд ли смогут соответствовать званию известнейшего изображения.

А если не дорогие, но виденные многими?

САМАЯ ПОПУЛЯРНАЯ КАРТИНА

В ТОПах внимания уже с век лидирует Джоконда:

Леонардо да Винчи «Мона Лиза» или «Джоконда», 1503-1519
Леонардо да Винчи «Мона Лиза» или «Джоконда», 1503-1519

Внимание — не количественный фактор. Деньги в этом плане надёжнее! Оттого с них и началось исследование.

Между тем, финансовые потоки – верный указатель на то, куда будет смещена выборка художественных произведений для составления рейтинга. И смещение однозначно. Оно – западоцентрично. То есть, однобоко.

Заголовок же — «Самое популярное изображение в МИРЕ» — предполагает широту и объективность.

Потому в начале и была сделана приписка, что данная статья будет рассматриваться в рамках русского искусства. Для равновесия.

Чем плох «западный» подход?

Восприятие Европой-США творчества других стран подвержено дикому снобизму. Если сильно упрощать, то его можно свести к реакциям толпы. Реакции эти просты и ничуть не изменились со времён Древнего Рима. Толпа любит кровь и необычность.

Посему иностранцы алчно смакуют «Грозного» Репина:

Илья Репин «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», 1885
Илья Репин «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», 1885

И конечно — эпатаж.

Так, в определённый момент сверхновой засияла луна Куинджи:

Архип Куинджи «Лунная ночь на Днепре», 1880
Архип Куинджи «Лунная ночь на Днепре», 1880

По мини-итогу разумным будет допустить, что живопись узнаваема оттого, что она провокационна. Какое самое скандальное творение можно припомнить?

Конечно же Малевича!!

САМАЯ СКАНДАЛЬНАЯ КАРТИНА

Растерянность, шок и возмущение.  )))

Казимир Малевич «Чёрный квадрат», 1915
Казимир Малевич «Чёрный квадрат», 1915

«Квадрат» стал во главу не только авангардного подхода к искусству, но и ознаменовал начало новой – информационной – эпохи.

С наступлением века конвейеров известность стало можно подсчитать тиражом.            =>

ФОТОГРАФИЯ

Что может быть более массовым, чем фотография? Да ничего! ))

Даже кино представляет из себя, по сути, набор статичных снимков.

Ну, а с переходом в цифру Мир и вовсе стал мыслить картинками.

Так может самое популярное изображение следует искать в фотографиях?

Кстати, станет ли цена подспорьем в этом?

САМАЯ ДОРОГАЯ ФОТОГРАФИЯ

Аукцион «Кристи» сделал таковой продукт некоего немца Андреаса Гурски.   > 4млн.$

Андреас Гурски «Рейн II» (Rhein II), 1999
Андреас Гурски «Рейн II» (Rhein II), 1999

Скукота! Евроамеры в своей манере.

А что предложат наши?

Гораздо интереснее! Это – искусство!

Эль Лисицкий      — 1,2млн.$

Эль Лисицкий «Конструктор. Автопортрет. Вариант», 1924
Эль Лисицкий «Конструктор. Автопортрет. Вариант», 1924

И вновь можно убедиться, что стоимость ничего не может сказать о популярности. Ибо, известность приобрели совсем иные снимки.

САМАЯ ПОПУЛЯРНАЯ ФОТОГРАФИЯ

Мировой рейтинг лучше не смотреть, потому что там большинством кадров владеет смерть… Горящий монах, падение с небоскрёба, казнь, страдающие и/или мёртвые дети… Бр-р-р! С западниками что-то определённо не так.

Совсем другое настроение и иные посылы царят в Рунете. Вот, из недавнего:

Алина Силаева «Московская молитва», 2022(?)
Алина Силаева «Московская молитва», 2022(?)

Просто как пример. Красиво. И смыслом наполнено.

А из известного на весь Мир — фото Великой Победы:

Евгений Халдей «Знамя Победы над Рейхстагом», 1945
Евгений Халдей «Знамя Победы над Рейхстагом», 1945

Однако, даже такие фотографии – есть единичное запечатление события. Момент Вечности. Как картина.

Экспансия же присуща более живому и текучему. Являющимся, тем не менее, неким устойчивым образом.

Прекрасный пример    =>       котики!!  )))))

Они ведь, фактически, захватили Мир!!

Впрочем, котики всё-таки не столько образ, сколько – понятие)) и мем. Образ же воплощает человек.

Кто же растиражирован по планете больше остальных?

Конечно же, молодой кубинец Эрнесто Гевара де ла Серна:

Альберто Корда «Героический партизан» (исп. “Guerrillero Heroico”), 1960
Альберто Корда «Героический партизан» (исп. “Guerrillero Heroico”), 1960

И вот про текучесть и движение.

Наблюдалась интересная трансформация. По мере роста популярности, фотография молодого коммуниста стилистически перетекала в рисунки, оттиски, плакаты, значки…

То есть, со временем изображение модифицировалось.

И стало эмблемой.

Более мощным, чем неистовый Че, человеком-эмблемой, известным половине Мира, является ещё один коммунист: Владимир Ильич Ленин (Ульянов).

-14

Речь, понятно, не про одно [представленное] изображение. Разговор про образ.

И тут мы подошли к очень важному переходу.

До Ленина))) вышеуказанные примеры относились больше к материальной вселенной. У них у всех была какая-то своя основа, какой-то первоисточник.

Потому картина или фотография – конечны по сути. Они имеют ареал распространения, соответствуют определённой эпохе.

А раз что-то конечно (да ещё в сочетании с западоцентричным взглядом))), то всё это делает любой рейтинг весьма ограниченным. Получается всего лишь некий актуальный в моменте срез общественного мнения. Присущий причём только европеоидной части населения планеты.

«Мем часа/суток/недели/etc.»          =>        условные котики как раз, ага!!  )))))

Но!

Превращение изображения в логотип переводит узнавание/охваты на совершенно иной, принципиально более качественный уровень.

Потому что Идея не ограничена ни временными рамками, ни принадлежностью к какой-либо группе населения, ни (даже) культурным подтекстом.

Ну, а графически образ-эмблема-идея не что иное, как

СИМВОЛ

Товарищ Ленин в «символьном» представлении безусловно хорош. Но известность Владимира Ильича {_даже в виде эмблемы))_} не идёт ни в какое сравнение с популярностью его Идеи.

Идеи, которая подарила Миру по-настоящему космополитичное государство     —>     в противовес амероевропскому сброду, управляемому психологией ярморочной толпы.

Идеи, которая обозначается:

-15

И сразу сюжет статьи заиграл непередаваемой широтой охватов!

Ведь звезда как символ, несмотря на ироничность пассажа о противовесе западному сброду, является древнейшим образом, знакомым человечеству. И, стало быть, может претендовать на лавры самого известного изображения в Мире!

… наряду с другими древнейшими символами!!  ))))))))))

-16

Вообще, наблюдается интересная тенденция.

Чем проще (по логике исследования) становится изображение — тем больше людей могут его знать, тем глубже в историю оно уходит.

Быть может, если в процессе упрощения дойти до гениальности примитива, то станет вероятным найти нечто, что потенциально знакомо ВСЕМ людям абсолютно? И жившим, и живущим и людям будущего – универсальный идеал в линиях?

Что проще символа?

ЗНАК

Итак, знак ))

К нему накопились требования! Чтобы соответствовать высокому званию Самого Известного Изображения в Мире.

Он должен быть известен всем людям поголовно: каждому человеку любых народов, местностей и времён.

Кстати о временах!

Homo Sapiens появился на планете в районе 300 тысяч лет назад. Будем считать, что именно тогда он… не превратился из животного, но, скажем, приобрёл способность к абстрактному мышлению.

Каковое {мышление}, собственно, и отличает нас от пингвинов. И разных беспозвоночных.

…кроме бинокулярного зрения, конечно!  ;))

То есть, даже в ретроспективе на треть миллиона лет — искомое изображение должно быть людям знакомо.

И да, последнее условие: необходимо, чтобы рисунок этот нельзя было бы спутать с природным образованием.

Ничего задачка, да?  ;))))

Долгое у неё получилось условие. А решение…

.

.

Решение есть.

.

.

.

.

И это…

.

.

.

.

.

.

… барабанная дробь! …

.

.

.

.

.

.

.

.

КРЕСТ !!

-17

.

.

.

.

.

-18