Картинка ли, образ или знак — есть что-то такое, что известно каждому?
Вопрос вроде бы и простой, но слишком многовариантный, чтобы на него так сразу взять и ответить. Впрочем, отгадка довольно примитивна. И к ней не грех прийти окольными путями!
Единственное, пути эти будут проложены с уклоном в/сквозь звенящие струны метавселенной русского искусства.
КАРТИНА
Соединив в одном предложении слова изображение и искусство, на ум сразу приходит результат их взаимодействия: живопись!
Может ли какая-то картина претендовать на лавры самого популярного изображения в Мире?
Например, если судить с точки зрения цены. Ведь если полотно дорого стоит, то оно наиболее известно?
САМАЯ ДОРОГАЯ КАРТИНА
Пока рекорд взят Гогеном:
Холст ушёл за фантастические 300 миллионов долларов!
Придерживаться русских корней (по условию), но не упомянуть шизу Запада в прославлении посредственности – было никак невозможно. Ибо, смешно!
Итак, Ротко. ~87 млн.$
Родился Роткович и провёл детство (до 10-летнего возраста) в России. Правда, потом его увезли в Америку, боясь призыва накануне Первой Мировой.
Так что для чистоты эксперимента лучше пусть будет: безотъ(при)ездный :))) русский — Малевич. 60 млн.$
Что объединяет эти самые дорогие картины? То, что они не знакомы широкому зрителю! И, стало быть, вряд ли смогут соответствовать званию известнейшего изображения.
А если не дорогие, но виденные многими?
САМАЯ ПОПУЛЯРНАЯ КАРТИНА
В ТОПах внимания уже с век лидирует Джоконда:
Внимание — не количественный фактор. Деньги в этом плане надёжнее! Оттого с них и началось исследование.
Между тем, финансовые потоки – верный указатель на то, куда будет смещена выборка художественных произведений для составления рейтинга. И смещение однозначно. Оно – западоцентрично. То есть, однобоко.
Заголовок же — «Самое популярное изображение в МИРЕ» — предполагает широту и объективность.
Потому в начале и была сделана приписка, что данная статья будет рассматриваться в рамках русского искусства. Для равновесия.
Чем плох «западный» подход?
Восприятие Европой-США творчества других стран подвержено дикому снобизму. Если сильно упрощать, то его можно свести к реакциям толпы. Реакции эти просты и ничуть не изменились со времён Древнего Рима. Толпа любит кровь и необычность.
Посему иностранцы алчно смакуют «Грозного» Репина:
И конечно — эпатаж.
Так, в определённый момент сверхновой засияла луна Куинджи:
По мини-итогу разумным будет допустить, что живопись узнаваема оттого, что она провокационна. Какое самое скандальное творение можно припомнить?
Конечно же Малевича!!
САМАЯ СКАНДАЛЬНАЯ КАРТИНА
Растерянность, шок и возмущение. )))
«Квадрат» стал во главу не только авангардного подхода к искусству, но и ознаменовал начало новой – информационной – эпохи.
С наступлением века конвейеров известность стало можно подсчитать тиражом. =>
ФОТОГРАФИЯ
Что может быть более массовым, чем фотография? Да ничего! ))
Даже кино представляет из себя, по сути, набор статичных снимков.
Ну, а с переходом в цифру Мир и вовсе стал мыслить картинками.
Так может самое популярное изображение следует искать в фотографиях?
Кстати, станет ли цена подспорьем в этом?
САМАЯ ДОРОГАЯ ФОТОГРАФИЯ
Аукцион «Кристи» сделал таковой продукт некоего немца Андреаса Гурски. > 4млн.$
Скукота! Евроамеры в своей манере.
А что предложат наши?
Гораздо интереснее! Это – искусство!
Эль Лисицкий — 1,2млн.$
И вновь можно убедиться, что стоимость ничего не может сказать о популярности. Ибо, известность приобрели совсем иные снимки.
САМАЯ ПОПУЛЯРНАЯ ФОТОГРАФИЯ
Мировой рейтинг лучше не смотреть, потому что там большинством кадров владеет смерть… Горящий монах, падение с небоскрёба, казнь, страдающие и/или мёртвые дети… Бр-р-р! С западниками что-то определённо не так.
Совсем другое настроение и иные посылы царят в Рунете. Вот, из недавнего:
Просто как пример. Красиво. И смыслом наполнено.
А из известного на весь Мир — фото Великой Победы:
Однако, даже такие фотографии – есть единичное запечатление события. Момент Вечности. Как картина.
Экспансия же присуща более живому и текучему. Являющимся, тем не менее, неким устойчивым образом.
Прекрасный пример => котики!! )))))
Они ведь, фактически, захватили Мир!!
Впрочем, котики всё-таки не столько образ, сколько – понятие)) и мем. Образ же воплощает человек.
Кто же растиражирован по планете больше остальных?
Конечно же, молодой кубинец Эрнесто Гевара де ла Серна:
И вот про текучесть и движение.
Наблюдалась интересная трансформация. По мере роста популярности, фотография молодого коммуниста стилистически перетекала в рисунки, оттиски, плакаты, значки…
То есть, со временем изображение модифицировалось.
И стало эмблемой.
Более мощным, чем неистовый Че, человеком-эмблемой, известным половине Мира, является ещё один коммунист: Владимир Ильич Ленин (Ульянов).
Речь, понятно, не про одно [представленное] изображение. Разговор про образ.
И тут мы подошли к очень важному переходу.
До Ленина))) вышеуказанные примеры относились больше к материальной вселенной. У них у всех была какая-то своя основа, какой-то первоисточник.
Потому картина или фотография – конечны по сути. Они имеют ареал распространения, соответствуют определённой эпохе.
А раз что-то конечно (да ещё в сочетании с западоцентричным взглядом))), то всё это делает любой рейтинг весьма ограниченным. Получается всего лишь некий актуальный в моменте срез общественного мнения. Присущий причём только европеоидной части населения планеты.
«Мем часа/суток/недели/etc.» => условные котики как раз, ага!! )))))
Но!
Превращение изображения в логотип переводит узнавание/охваты на совершенно иной, принципиально более качественный уровень.
Потому что Идея не ограничена ни временными рамками, ни принадлежностью к какой-либо группе населения, ни (даже) культурным подтекстом.
Ну, а графически образ-эмблема-идея не что иное, как
СИМВОЛ
Товарищ Ленин в «символьном» представлении безусловно хорош. Но известность Владимира Ильича {_даже в виде эмблемы))_} не идёт ни в какое сравнение с популярностью его Идеи.
Идеи, которая подарила Миру по-настоящему космополитичное государство —> в противовес амероевропскому сброду, управляемому психологией ярморочной толпы.
Идеи, которая обозначается:
И сразу сюжет статьи заиграл непередаваемой широтой охватов!
Ведь звезда как символ, несмотря на ироничность пассажа о противовесе западному сброду, является древнейшим образом, знакомым человечеству. И, стало быть, может претендовать на лавры самого известного изображения в Мире!
… наряду с другими древнейшими символами!! ))))))))))
Вообще, наблюдается интересная тенденция.
Чем проще (по логике исследования) становится изображение — тем больше людей могут его знать, тем глубже в историю оно уходит.
Быть может, если в процессе упрощения дойти до гениальности примитива, то станет вероятным найти нечто, что потенциально знакомо ВСЕМ людям абсолютно? И жившим, и живущим и людям будущего – универсальный идеал в линиях?
Что проще символа?
ЗНАК
Итак, знак ))
К нему накопились требования! Чтобы соответствовать высокому званию Самого Известного Изображения в Мире.
Он должен быть известен всем людям поголовно: каждому человеку любых народов, местностей и времён.
Кстати о временах!
Homo Sapiens появился на планете в районе 300 тысяч лет назад. Будем считать, что именно тогда он… не превратился из животного, но, скажем, приобрёл способность к абстрактному мышлению.
Каковое {мышление}, собственно, и отличает нас от пингвинов. И разных беспозвоночных.
…кроме бинокулярного зрения, конечно! ;))
То есть, даже в ретроспективе на треть миллиона лет — искомое изображение должно быть людям знакомо.
И да, последнее условие: необходимо, чтобы рисунок этот нельзя было бы спутать с природным образованием.
Ничего задачка, да? ;))))
Долгое у неё получилось условие. А решение…
.
.
Решение есть.
.
.
.
.
И это…
.
.
.
.
.
.
… барабанная дробь! …
.
.
.
.
.
.
.
.
КРЕСТ !!
.
.
.
.
.