Наблюдается странная асимметрия.
Большинство любит давать советы, но мало кто любит их получать. И совсем единицы следуют полученным советам.
- Простая логика подсказывает: большинство людей если не страдают, то, по меньшей мере, неудовлетворенны тем, что мало кто их слушает.
- С другой стороны, большинство людей могли бы жить лучше, если бы прислушивались к советам умных людей.
Почему? И что делать?
Однажды в 90-х
Помню, будто случилось это вчера …
В 1992 я купил свой первый компьютер. С 286 процессором. За «лимон двести».
Это было «голое» железо, на которое требовалось «поставить» софт. Очень похоже на человека, которого мало родить. Чтобы человек смог жить, нужно его обучить, вставить в голову «софт» из хотя бы нескольких умных мыслей.
Мой товарищ-компьютерщик советовал не ставить на 286 «винду – не потянет, нужно 386. Но мне очень хотелось, и я не прислушался к его профессиональному совету. «Ставь!»
«Винду» он поставил, а заодно и несколько программ, работающих под Windows. До сих пор помню, как открыв Excel, задал ему задачку: «Сколько будет два плюс два?» Спустя пару секунд он выдал ответ: «Четыре».
Винду пришлось «снести».
Windows среда хорошая, слов нет. Но не соответствовал он «двести восемьдесят шестому». Не просто не соответствовал, а сильно замедлял работу, снижал эффективность операций, которые «под DOSовскими» программами выполнялись гораздо быстрее.
❗️ Чем хороши советы?
Если прислушиваться к советам умных и, главное, опытных людей можно сильно сократить количество шишек и увеличить количество плюшек.
🆘 Чем плохи советы?
Тем, что более других их любят навязчиво давать не профессионалы, а «чайники». А коли так, то и к профессиональным советам мы перестаем прислушиваться. Как понять, ху из ху?
Противоречие:
Чтобы понять, хорош ли совет, нужно самому быть близко к уровню человека, дающего хороший совет. Но тогда зачем нужен совет, если уже «сам сусам?»
Советы новичка
Главная ошибка новичков, дающих советы в том, что они видят ситуацию со стороны, хотя свой опыт, который желают (из добрых побуждений) передать другому человеку, получили изнутри.
То есть их опыт имеет проверенную ценность исключительно в их конкретном случае и "задним числом".
Нет абсолютно никакой уверенности, что их опыт, полученный в других условиях и в другом теле (пардон за эзотерику), с другой психикой «встанут» на другое «железо». И принесут пользу новому пользователю. Или хотя бы не замедлят его.
Советы профессионала
Советы профессионала обладают большей ценностью, потому что профессионал научился получать результат выше среднего. Но проблема остается прежней: сработает ли информация в другом теле и в других условиях?..
✅ Лицензия на совет
Чтобы давать совет, который «встанет» на конкретного человека и принесет ему пользу, а не будет отторгнут и не «замедлит» человека, нужно пройти путь в обе стороны.
Есть отличная повесть Юрия Коваля «Самая легкая лодка в мире». Рекомендую, если вы вообще читаете. Получите удовольствие.
Там есть эпизод …
Товарищи, путешествуя на лодке по речке, заплыли в большую заводь, кругом заросшую камышами. Заплыть-то они заплыли, поскольку знали путь «туда». А вот как выплыть обратно? «Оттуда», из заводи были видны только камыши, кругом только камыши …
Если человек прошел путь и добрался до профессионализма – это еще не основание учить других. Человек должен суметь найти дорогу «обратно». Осознать, как именно он шел, чтобы понимать, что другой пойдет к этой же цели своей дорогой.
Только осознав индивидуальность идущего к цели человека, и понимая особенность конкретного пути, можно решаться давать советы, которые «встанут» на конкретного «пользователя» и принесут ему пользу. Человек с большей вероятностью примет, а не отвергнет такой совет, почувствовав что-то близкое именно его душе.
✅ Только человек, прошедший путь к цели «туда и обратно» получает лицензию на совет.
Поэтому так мало учителей, способных вывести ученика из замешательства, «из заводи», а не завести в тупик, не запутать еще больше.
---------------------------------------------------------------
Приглашаю вас в свою группу ВК.
На комментарии отвечаю.
----------------------------------------------------------------