Найти в Дзене
Мr.Teacher

Последний методист СССР: Импортозамещение по Зильберману

Тема так называемого импортозамещения разогрелась в общественном сознании в связи с известными событиями вокруг Украины и санкциями ряда стран. Слово это настолько новое (даже ворд не распознаёт пока), что его трактовка не всегда понятна. В большинстве известных случаев – это изготовление аналога изделия (технологии), включая и чистое пиратство. Хочется рассказать о несколько другой практике – поиск альтернативного решения проблемы доступными средствами. На заре компьютеризации нашей школы во времена перестройки остро встал вопрос о тиражировании цифрового содержимого по сети школ всего Союза. Традиционное решение – штамповка носителей с копиями и их почтовая рассылка по городам и весям была заманчивым госзаказом фантастического масштаба, который фактически уже был сформирован и поделен на перспективу фирмами-изготовителями магнитофонных кассет и флоппи-дисков. Оживились дизайнеры коробочек, изготовители ярких этикеток, рекламодатели, оптовики. Но тогда уже начали тихонько считать госу

Тема так называемого импортозамещения разогрелась в общественном сознании в связи с известными событиями вокруг Украины и санкциями ряда стран. Слово это настолько новое (даже ворд не распознаёт пока), что его трактовка не всегда понятна. В большинстве известных случаев – это изготовление аналога изделия (технологии), включая и чистое пиратство.

Хочется рассказать о несколько другой практике – поиск альтернативного решения проблемы доступными средствами.

На заре компьютеризации нашей школы во времена перестройки остро встал вопрос о тиражировании цифрового содержимого по сети школ всего Союза. Традиционное решение – штамповка носителей с копиями и их почтовая рассылка по городам и весям была заманчивым госзаказом фантастического масштаба, который фактически уже был сформирован и поделен на перспективу фирмами-изготовителями магнитофонных кассет и флоппи-дисков. Оживились дизайнеры коробочек, изготовители ярких этикеток, рекламодатели, оптовики. Но тогда уже начали тихонько считать государевы деньги … Суммы вырисовывались громадные; но ещё хуже были прогнозы по срокам и вообще гарантиям доставки традиционной Почтой.

Нынешнее поколение учителей и школьников может и не знать некоторых культовых имён наших главных подвижников физматобразования. Все дороги юных математиков вели к Н.Н. Константинову и И.Ф. Шарыгину. Физики рано или поздно оказывались в сфере активности Александра Рафаиловича Зильбермана и Юлия Менделевича Брука. И те, и другие встречались на страницах журнала “Квант” (академик Ю.А. Осипьян и профессор С.С. Кротов). С Зильберманом особенность – он печатался под десятками псевдонимов.

Александр Зильберман – мой школьный учитель физики, а впоследствии - друг и коллега. К нему я и обратился с проблемой тиражирования; тогда ещё не было термина “софт” в словаре педагогов. Предложенное Александром решение казалось фантастическим, а основными группами коллег оценено как авантюра и непрофессионализм. Я всё же поверил своему школьному учителю. Кратко решение выглядело так. Магнитофонную кассету МК-60 размещаем в телецентре и запускаем как сопроводительный звук во время настойки сетки канала. В те годы телеканалы по утрам передавали стационарную картину – сетку настройки для ремонтных работ; она сопровождалась популярной музыкой. И всё! В каждом колхозе молодежь имела кассетные магнитофоны. И тогда же получила распространение простейшая машинка – БК0010 (клон PDP), производимая серийно Минэлектронпромом из полностью советских компонент. Этот компьютер имел в качестве монитора обычный бытовой телевизор и вход от обычного же кассетного магнитофона. Цена этой машинки была 750 руб. Как домашний цветной телевизор примерно.

Александр Рафаилович только улыбнулся в ответ на переданные ему заключения компетентных коллег из самых уважаемых учреждений и организаций, включая МГУ и АН СССР. Работал он тогда в профильном НИИ радиопрома и располагал лабораторным имитатором телевизионного сигнала. Проверил. Передача надёжная. У советского телевещания был очень чистый и надёжный звуковой канал. За мной оставалось решить организационные вопросы. Всё-таки на весь Союз разнесётся непонятный сигнал, напоминающий писк спутника. Ну тогда времена способствовали новациям. Письмо за подписью руководства Минпроса СССР оказалось достаточным. Власти при телебашне сопротивлялись недолго (“А что мне за это будет?” – “Если подпишите, то обещаю, что ничего не будет…”). Были в перестройку свои плюсы. Хотя конечно несколько дней согласовывали с известными инстанциями.

Интерес к эксперименту неожиданно проявили сотрудники Курчатовского института и предоставили свою площадку для проверки приёма. Главная точка была в Минпросе СССР (тогда там было Управление информатики). Я выбрал для себя Курчатник – там профессионалы. В качестве текстовой заставки передавалось небольшое сообщение с моей визитной карточкой и контактами. Это для спокойствия наладчиков аппаратуры в стране. Передаваемое цифровое содержимое – шахматная программа советского же изготовления. Помню мёртвую тишину в лаборатории Курчатовского института. Три минуты писка в эфире на всю страну. Переставляем кассету из магнитофона в компьютер. Есть! Играем в шахматы. Доложил в Минпрос. Срочно на ковёр к министру (тогда им был Щербаков – последний на этой должности адекватный человек). Разрешение от Органов было на три дня. На следующий день эксперимент повторяли в кабинете Щербакова в присутствии всего руководства министерства. По окончании министр поднял трубку телефона с гербом (так называемая вертушка) и что-то кому-то тихо сказал.

Выходит, не надо вообще ничего! И можно передавать любе содержимое – методики, документы, задания. Руководство мгновенно осознало перспективы.

Но всё оборвалось стандартно – победил рынок, который вымывает дешёвые решения крупными денежными потоками. Машину БК0010 прикрыли, начались массовые закупки иностранной техники (качественной, конечно). Закрылся и Минпрос СССР, вскоре и сам СССР.

Но конец истории был тоже захватывающим. Министр предложил на третий день продемонстрировать решение прямо в ЦК самому Михаилу Сергеевичу. Но тут меня не подвёл аппаратный инстинкт. Отказался, отговорился не - помню, как. И не зря! На третий день сигнал не прошёл – программа с кассеты не загрузилась. Впрочем, печаль моя и раздумья Зильбермана были недолгими. Получаю весточку. Пишет военный лётчик дальней авиации (не помню, как точно называлась). Работа мол у него такая по планете – слушать эфир. Понравилось, что можно в шахматы поиграть в небе. А на третий день и правда – мусор. Ну работа у него такая, что быстро занялся дешифровкой. Помучился недолго (профессионал). Если звук проиграть задом наперёд (или передом назад), то всё чисто! Оказалось, в телестудии перепутали стороны кассеты и не перевернули со вчерашнего дня или перевернули не той стороной – писк не разобрать ни с какой стороны.

Через много лет видел процесс тиражирования дистрибутива Линукса по школам… Кто принимал участие, может поделиться впечатлениями. Хотя это уже совсем другая история. Другое понимание импортозамещения. Более современное.

Об Александре Зильбермане (от А. Ковальджи с предисловием Юлия Брука) -

https://7iskusstv.com/2012/Nomer11/AZilberman1.php

О Юлии Бруке - https://7i.7iskusstv.com/?srce=132

Автор публикации: Александр Денисенко

Александр Денисенко (р. 1953 г. Киев, Украина).
Жил и учился в Красноярске-26 (Железногорск) и Гомеле. Выпускник Колмогоровского интерната 1970, ВМК МГУ 1975. Дополнительное образование — МФТИ (оценка бизнеса).
Работал в НИИ Госкомитета СССР по науке и технике (разработка баз данных по НИОКР совместно с фирмой Sperry Univac, Rand Corp), на предприятиях электронной промышленности.
До 1991 г — главный методист Гособразования СССР (точные науки, сельская школа). Организатор олимпиад школьников СССР, Соросовских олимпиад школьников. С 1997 — преподаватель по системам Microsoft (Certified Trainer, 1997) в коммерческих учебных центрах, на мехмате МГУ, ВМК МГУ, академии Маймонида (Москва).
Консультант по базам и хранилищам данных. Автор ряда статей по научному образованию, нейроинформатике.

#школьное образование #импортозамещение #как это было

#воспоминания денисенко #последний методист СССР