На рубеже 20-40-х годов XX века, одновременно с электрификацией гитары изобретателями проводились эксперименты с инструментами басового диапазона. Так, в 1924 году американский инженер-изобретатель Ллойд Лоар (Lloyd Loar), ведущий сотрудник компании Gibson, разработал прототип электрической бас-гитары с сильным дизайнерским акцентом на звукосниматель, струны и многое другое. Его целью было естественное усиление звука при помощи электромагнитного звукоснимателя с последующим воспроизводством звучания через внешние акустические системы. Однако первые модели звукоснимателей обладали очень высоким электрическим импедансом, а также были весьма чувствительны к влажности. Предвосхищая требования музыкального рынка почти на 30 лет, радикальный дизайн Л. Лоара не был принят общественностью и руководством Gibson, и ушёл в историю в том же 1924 году. Это был первый пример того, как инженеры Gibson значительно опередили свое время.
Другой областью применения технических инноваций стала неаполитанская мандолина, приобретшая огромную популярность на рубеже XIX-XX столетий. В этот период создаются мандолинные оркестры с большим количеством групп и участников, а выпуск мандолин выходит на новые производственные мощности, позволяющие изготавливать инструменты десятками тысяч экземпляров. Пытаясь играть в низком диапазоне, исполнители на мандолинах неохотно переключались на контрабас, так как звукоизвлечение медиатором в корне отличалось от контрабасового щипка. Другая проблема состояла в том, что басовые звуки мандолины звучали слишком тихо на фоне играющего forte оркестра, не обладали тембровой глубиной басовых звуков контрабаса.
В этот период наблюдалось большое число экспериментов в области совершенствования конструкции басовой мандолины, среди которых отдельного внимания заслуживает басовая модель Gibson Style J Mando bass. Данный прототип представлял собой акустический инструмент гигантского размера, обладающий довольно ярким басовым звучанием. Он был настолько велик, что исполнитель не мог удерживать его на коленях. Исполнение производилось стоя в вертикальном положении, а к задней части корпуса был приделан специальный металлический стержень. Длина грифа на полноразмерном мандо-басе была аналогична длине стандартного оркестрового контрабаса (около 110 см). Инструмент был в целом похож на мандолины меньших размеров, однако его составные части были значительно увеличены.
Ещё одним экспериментальным басовым инструментом стал электронный бас Аудиовокс № 736 (Audiovox 736 Electronic Bass), созданный в 1936 году американским музыкантом и предпринимателем Полом Тутмарком (Paul Tutmarc), обладавший многими чертами современной бас-гитары (цельный деревянный корпус, горизонтальное расположение грифа, ладовые перегородки). Однако первоначальные эксперименты по созданию такого инструмента не увенчались коммерческим успехом.
С появлением инновационной модели цельнокорпусной электрогитары Fender Broadcaster в 1948 году, американский изобретатель Лео Фендер (Leo Fender) решил сконструировать родственный ей басовый прототип – нечто среднее между электрогитарой и контрабасом. В результате проведённого эксперимента изобретателю удалось разработать принципиально новую цельнокорпусную бас-гитару Fender Precision Bass, которую он успешно выпустил в декабре 1951 года.
Таким образом, появление бас-гитары было продиктовано реалиями исполнительской практики, требовавшей замены громоздкого контрабаса более удобным басовым прототипом. Другим важным фактором в пользу бас-гитары стали ее акустические возможности, по сравнению с контрабасом, чье звучание перекрывалось звуком оркестровой массы. Именно поэтому требовалось либо замена этого инструмента, либо его кардинальное усовершенствование.
Историческое значение достижений Л. Фендера трудно переоценить. Многие поколения басовых мастеров явились его яркими последователями. Идеи, заложенные в его конструкции, стали фактическим стандартом для производителей бас-гитар, а выражение бас фендер на долгое время стало синонимом бас-гитары вообще.