Характер этого человека поражает своей стойкостью, которая и помогла ему выдержать все испытания. Их было немало - ранения, плен, разнообразные «методы физического воздействия» фашистов, допросы в НКВД, несколько лет лагерей.
Юноша из Краснодарского села Малинино, мечтавший о небе, сделал все возможное, чтобы добиться своего. Окончив местный аэроклуб, затем - Краснодарскую авиационную школу пилотов, он стал летчиком-истребителем, служил в запасном авиаполку города Кадникова.
В ноябре 1942 года пилота направили на Ленинградский фронт. Несколько месяцев он успешно сражался с фашистами. На его счету уже было 5 вражеских самолётов: 2 в группе и 3 в одиночном бою.
122 вылет ничем не отличался от других – их паре нужно было ликвидировать немецкие самолёты корректировки огня. Но Николаю не повезло. Когда самолёт был сбит, ранение получил и лётчик. Он выпрыгнул с парашютом, но в полёте потерял сознание. Ветер отнёс его к немецким окопам. Родным ушла похоронка: «Погиб 27 мая 1943 года».
19-летний пилот еще во врачебной палатке выработал для себя единственную линию поведения - не давать фашистам никакой информации. Он заявил фашистам, что был сбит при первом вылете, ничего не знает о месте дислокации части, ее личном составе. Пленный настаивал на своем, невзирая на издевательства и побои.
Первоначально обыскали пилота не слишком тщательно, поэтому за подкладом заднего кармана сохранился партийный билет. Лошаков решил обязательно сберечь его, и спрятал документ в бинты. Потом он сохранял билет под стелькой немецкого опорка, которые пленным выдавали в качестве обуви.
В лагере, расположенном возле станции Сиверской, он предпринял попытку к бегству. Но тройку заговорщиков-пилотов выдал предатель и их жестоко наказали. Упрямца Лошакова отдали в руки настоящим карателям, однако и они не добились успеха, со временем отступились от него.
Это не сломило стремление к свободе. Когда Лошакова вновь вернули в лагерь, они объединились в общей цели с Иваном Денисюком, работавшим заправщиком на аэродроме.
Решили угнать самолет у коменданта лагеря и стали деятельно готовиться к побегу. Денисюк, имеющий доступ к аэродрому, тщательно срисовывал для Николая схемы расположения приборов в самолетах, раздобыл немецкую летную куртку.
«Шторх» коменданта получилось угнать только со второго раза. Происшествие стало настоящим шоком для немцев. Отважным беглецам удалось под огнем вражеских и советских зениток преодолеть 300 км и благополучно приземлиться на колхозном поле. Николай Кузьмич Лошаков и Иван Александрович Денисюк были на своей земле.
Следующим испытанием были допросы в НКВД, которые закончились 20-летним сроком для Денисюка и 3-летним для Лошакова. Николаю вновь помог его упорный характер, он, в отличии от Ивана, умел настоять на своем, не соглашаясь на провокации следователя. Работники НКВД приняли во внимание и сохраненный в нечеловеческих условиях партбилет молодого летчика, за который немцы могли его расстрелять.
Через 2 года его освободили, любимое дело пришлось оставить из-за искалеченной правой руки. Лошаков работал на аэродроме, окончил горный техникум, стал начальником участка на шахте, занимался профсоюзной работой. В 1959 году его полностью реабилитировали. Ещё через 10 лет в Германии летчик встретил немецкого пилота Густава Хойлера и охранника Отто Блата. Эти люди, свидетели его дерзкого подвига, не забыли о русском пленном, первым угнавшим фашистский самолет.
Большинство ровесников Николая Лошакова, рожденного в 1923 году, полегло на полях сражений. А он, отважный смельчак, настоящий герой и стоик, вернулся домой, работал на благо Отчизны.
Дорогие друзья, спасибо за ваши лайки и комментарии, они очень важны! Читайте другие интересные статьи на нашем канале.