С Тарковским у меня до недавних пор не складывалось. Однажды я уже пыталась разобраться, почему кино-эстеты причисляют данного режиссера к гениям, но осилила лишь половину фильма "Зеркало". И решила - пока не судьба.
Вторую попытку я предприняла на днях, наткнувшись на упоминание о глубоком метафизическом смысле фильма "Солярис". Фильм не только оправдал мои ожидания по части глубины, но и отразил мне мою собственную жизненную ситуацию и навел на важные размышления.
После просмотра "Соляриса" для меня стало очевидным, что Андрей Тарковский - не просто великий режиссер, но и один из немногих представителей человечества, заглянувших в Вечность.
В тот же день я села за "Сталкер". Я намеренно ничего о нем не читала, решив не "засорять эфир" чужими трактовками. Истинный смысл фильма открылся мне не сразу, поэтому его первая половина увлекла меня не так сильно, как вторая. Потом пришлось пересматривать с начала, чтобы рассмотреть все детали в свете своих осознаний.
Вкратце о сюжете фильма. Главный герой Сталкер периодически водит людей в Зону - таинственное место, где после падения метеорита 20 лет назад начали происходить аномальные явления. На ее территории была комната, где исполнялись желания тех, кто смог туда проникнуть.
Все, кто пытался попасть в Зону самостоятельно, бесследно пропадали, поэтому она была обнесена по периметру колючей проволокой и строго охранялась кордонами автоматчиков. Два других героя фильма, Профессор и Писатель, наняли Сталкера в качестве проводника.
Скрытый смысл фильма "Сталкер"
Как я уже упомянула, ближе к середине фильма для меня открылся его смысл. Таинственная комната, где исполняются желания и в которую ведет своих спутников Сталкер, есть ни что иное, как метафора духовного пробуждения. Путь, который предстоит преодолеть попавшим на территорию Зоны - это Путь к себе настоящим, Путь к Богу, Путь к Истине.
Диалог из фильма:
- Зона - это очень сложная система ловушек, что ли. И все они смертельные. Не знаю, что здесь происходит в отсутствие человека, но стоит тут появиться людям, как все здесь приходит в движение. Бывшие ловушки исчезают, появляются новые. Безопасные места становятся непроходимыми и путь делается то простым и легким, то запутывается до невозможности. Это Зона. Может даже показаться, что она капризна. Но в каждый момент она такова, какой мы ее сами сделали своим состоянием. Не скрою, были случаи, когда людям приходилось возвращаться с пол-дороги несолоно хлебавши. Были и такие, которые гибли у самого порога Комнаты, но все, что здесь происходит, зависит не от Зоны - от нас!
- Хороших она пропускает, а плохим отрывает головы?
- Не знаю, не уверен. Мне так кажется, что пропускает она тех, у кого надежд больше никаких не осталось.
Чтобы попасть в Комнату, героям предстоит пройти через множество испытаний. Первым препятствием являются кордоны автоматчиков, бдительно охраняющих доступ в Зону. В них я вижу яркое олицетворение защитных механизмов психики, препятствующих освобождению человека от пут самообмана, от программ эго.
Также по пути к Комнате путнику надлежит пройти через трубу - страшное место, которое называют Мясорубкой, где ему открывается правда о самом себе. По словам Сталкера, мало кому удается выдержать это испытание и выбраться оттуда живым.
Действительно, на пути к пробуждению человеку приходится столкнуться с крушением всех иллюзий о себе и окружающем мире. Это крайне болезненный процесс. Джед Маккенна, лучший автор, писавший о пробуждении описывает это так: "Представьте себе отрубание головы. А теперь представьте, что вы делаете это с собой сами, только не одним махом, а отрезая от себя по маленькому кусочку."
В духовной литературе происходящее с человеком непосредственно перед пробуждением часто называют темной ночью души. Когда психологические защиты перестают работать, сознание человека остается абсолютно беззащитным перед открывшейся ему картиной реальности. Чувство отчаяния и бессилия настолько сильны, что могут довести человека до самоубийства.
Автору этой статьи тоже довелось это пережить. Вы можете почитать рассказ о моем пробуждении.
Фильм "Сталкер" наполнен множеством очень красивых и точных метафор. Например, по пути к Комнате Профессор отказывается расстаться со своим рюкзаком. Сталкер ему говорит: "Зачем он вам? Вы же идете в Комнату!" Рюкзак в данном случае олицетворяет все материальное, привязанность к которому не дает человеку пробудиться.
Еще одна метафора - снотворное, которое они обнаруживают у комнаты. В контексте пробуждения это все то, что позволяет человеку крепко спать, отвлекая от правды о себе: работа, развлечения, спорт, хобби, алкоголь, путешествия, компьютерные игры, сериалы, ТВ и т.д.
Я не буду раскрывать все секреты этого фильма, чтобы вам было интересно самим разгадывать его загадки. Напоследок скажу, что в итоге я для себя расшифровала фильм так:
Сталкер - это сознание человека, стремящееся к пробуждению. Охранники Зоны с автоматами - это психологические защиты эго, не дающие прорваться сквозь заслон самообмана. Два его спутника, учёный и писатель, олицетворяют собой два главных препятствия на этом пути - материализм и гордыню. Жена олицетворяет привязанности. А дочь - это его Истинное Я, которое никогда не засыпало.
Желаю вам приятного просмотра!
___________________
Чем я могу быть вам полезна - консультации, вебинары, наставничество.
Если вы не подписаны на мой Телеграм-канал, вы пропускаете мои прямые эфиры и много полезной информации, которая публикуется только там.